Утилизация

В Российской Федерации сложилась критическая ситуация с утилизационными сборами в автомобильной промышленности: новые перерабатывающие производства не создаются, а действующие сворачивают свою деятельность, поскольку не создано стимулов сдавать старые автомобили на утилизацию, и их утилизировать. При этом утилизационный сбор становится дополнительной финансовой нагрузкой, наносящей удар по производителям автомобилей и их дилерам.

Утилизация

Создание национальной системы авторециклинга - необходимость для сырьевой безопасности России

Необходимо построить в России высокотехнологичную отрасль утилизации транспортных средств, которая будет стимулировать производство новых и безопасных машин

К 2020 году Россия должна перерабатывать 3,2 млн. машин в год. Необходимо создание 83 региональных центров утилизации, 800 приемных пунктов. Объем инвестиций оценивается в 26 млрд. руб.

Парк транспортных средств 2020

(данные Rusmet, Национальной саморегулируемой организации переработчиков лома черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств)

Вид транспортных средств

Кол-во ТС в России в 2020

Кол-во ВЭТС в год
на уровне 6% от парка

Средний вес черных металлов на 1 единицу ВЭТС, т

Общий вес лома черных металлов, т

ЛА (легковые)

52 млн.

3120000

0,7

2184000

ГА (грузовые)

7 млн.

420000

4

1680000

Автобусы

1,5 млн.

90000

8

72000

Троллейбусы

15 тыс.

720

10

7200

Трактора в сельском хозяйстве 3-10 т

500 тыс.

18000

5

90000

Комбайны зерноуборочные и кормоуборочные

200 тыс.

9000

10

90000

Военная автомобильная техника (грузовики)

500 тыс.

30000

4.5

135000

Дорожно-строительная техника

110 тыс.

6600

15

99000

Грузоподъемные краны

250 тыс.

12000

4

48000

ВЭТС - вышедшее из эксплуатации транспортное средство.

Транспортные средства по массе состоят на 72-95% из металлов. По стоимости сырья металлы составляют 90-99%. Поэтому регулировать рынок переработки должны ломопереработчки и металлурги.

Программа переработки сырья 2020:

  • Черные металлы – до 15 млн. т
  • Цветные металлы – до 1 млн. т
  • Драгоценные металлы – до 3 т
  • Редкоземельные и металлы платиновой группы – 100-500 т
  • Резиновая крошка – от 600 тыс. т

Объем переработки должен составить более 150 млрд. рублей в год. Кроме того, возможно развитие дополнительных направлений бизнеса: восстановление запчастей, извлечение драгоценных и редкоземельных металлов и пр. Возможен экспорт запчастей на другие рынки.

21809_1

Законодательные основы

Согласно Федеральному закону от 21.10.2013 № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в России с 1 января 2014 года взимаются утилизационные сборы со всех без исключения производителей и импортеров транспортных средств. Фактически, этим автопроизводителей и импортеров лишили права самостоятельно заниматься утилизацией вышедших из эксплуатации транспортных средств или передавать их переработчикам, что противоречит основному положению Федерального закона об отходах производства и потребления, а именно - статьи 24 в новой редакции: «Производители, импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, в том числе потребительской упаковки таких товаров, обязаны обеспечить их утилизацию в соответствии с нормативами утилизации отходов товаров».

Обязанность по утилизации может быть реализована тремя способами:

  1. передача подлежащих утилизации товаров (продукции) переработчикам;
  2. самостоятельная утилизация;
  3. оплата утилизационного сбора.

Принятый Федеральный закон от 21.10.2013 № 278-ФЗ делает невозможным устанавливать и контролировать государством нормативы утилизации в автомобильной промышленности, так как безусловная оплата утилизационных сборов освобождает автопроизводителей и импортеров от любых обязательств, связанных с утилизацией.

Для производителей и импортеров заниматься утилизацией невыгодно, поскольку утилизационный сбор ими уплачен, и обязанность по утилизации согласно закону выполнена.

Для собственников вышедших из эксплуатации транспортных средств сдавать их на утилизацию невыгодно, потому что за новые машины взнос уплачен и, согласно закону, они не обязаны что- либо предпринимать для их реальной утилизации, а старые машины, выпущенные до 1 сентября 2012 года, вообще остались за рамками данного закона.

  • Утилизаторам транспортных средств деятельность невыгодна, потому что нет устойчивого потока автомобилей на утилизацию, и нет механизма компенсации затрат. Затраты, в зависимости от загрузки перерабатывающих мощностей (чем меньше загрузка - тем дороже обходится утилизация одной машины), могут составлять от 6000 до 27000 руб., если брать в расчет утилизацию как металла, так и шин, технологических жидкостей, текстиля, пластика и стекла.

Опыт утилизации в странах ЕС

21809_3

В мире ежегодно утилизируется около 35 млн. авто, в ЕС – 10 млн., а средний возраст автомобиля не превышает десять лет.

$250 млрд. - стоимость продукции, полученной после вторичной переработки автомобилей. Производители техники напрямую взаимодействуют с переработчиками. Промышленно развитые страны делают ставку на промышленность, в которой товары (продукция) утратившие потребительские свойства, перерабатываются, и дают жизнь новым товарам - происходит постоянный оборот товаров. Отслужившие товары становятся не мусором, а возвращается обратно в производство. Это ОБОРОТНОЕ производство. Один из главных инструментов проведения государственной политики в таких странах - это утилизационные (экологические) сборы. Главная задача утилизационных сборов - это аккумулирование средств дальнейшего распределения в виде дотаций или субсидий перерабатывающим производствам, а также стимулирование граждан сдавать использованные товары и упаковку в пункты приема для переработки. Приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами является вовлечение отходов в хозяйственный оборот.

В Германии производитель закладывает сумму на утилизацию (100 евро) в стоимость каждого автомобиля. Конечный потребитель может сдать подержанный автомобиль бесплатно, а взамен выдается сертификат об утилизации. Если сдавать автомобиль непосредственно в пункт переработки выплачивается премия

100-150 евро. В стране работает 1500 пунктов приема старых авто,

1200 предприятий по разборке и 47 шредерных завода.

В Нидерландах реализована наиболее успешная система утилизации автомобилей. Средний коэффициент рециклирования здесь достигает 90%. Работает 300 пунктов приема и предприятий по разборке, создано 12 шредерных заводов. Утилизационный сбор составляет 45 евро и платится при постановке авто на учет. При этом, сдавая автомобиль в утиль, владелец ничего не платит - размер сбора покрывает автопроизводитель или дилер. Налог взимается при продаже нового автомобиля. При снятии авто с регистрации необходимо предоставить сертификат об утилизации, или об экспорте.

  • Во Франции предусмотрено 75 тысяч евро штрафа и даже, в определенных случаях, два года тюрьмы за брошенный на улице непригодный к эксплуатации автомобиль. Каждый владелец такого авто, обязан передать его на утилизацию в уполномоченный центр (таких в стране 1600). Наказание предусмотрено и за утилизацию в неположенных местах и учреждениями, не имеющих не это право. Сеть специализированных центров по утилизации транспортных средств создают сами автопроизводители.

Необходимые шаги для создания развитой отрасли авторециклинга

Требуется доработка статьи 24 ФЗ об отходах производства и потребления.

Во главу угла необходимо поставить экономическое стимулирование автопроизводителей, импортеров, переработчиков и физических лиц в автомобильной промышленности через программы утилизации транспортных средств. Автопроизводители и импортеры должны иметь право утилизировать машины, как посредством оплаты утилизационного сбора, так и посредством направления транспортных средств на утилизацию. Производитель и импортер освобождается от уплаты утилизационных сборов, соответственно количеству транспортных средств, отправленных на утилизацию.

Создание национальной системы утилизации. В 2012 году создана Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов. Контроль над выполнением безопасного процесса утилизации также осуществляет Национальная саморегулируемая организация переработчиков, которая ведет реестр утилизированных транспортных средств и выдает переработчику (утилизатору) сертификат об утилизации на каждое фактически утилизированное транспортное средство. Реестр фактически утилизированных транспортных средств передается Министерству промышленности и торговли РФ.

Сертификат об утилизации транспортного средства является отчетным документом, по которому переработчики, автопроизводители и импортеры могут получать субсидии из Федерального фонда обращения с отходами потребления для модернизации производства или покупки новых технологических линий. Размер субсидий устанавливает Правительство РФ.

В выдаваемом сертификате учитываются параметры: номер транспортного средства, дата снятия с учета, общий вес, вес по компонентам после переработки (черные и цветные металлы, спецстали, пластик, стекло, резина, аккумулятор), название компании-переработчика, дата переработки.

21809_4

По материалам доклада Ковшевного Виктора Викторовича,

Директора НП НСРО «РУСЛОМ. КОМ»

Яндекс.Метрика