О проекте Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в автомобилестроении

Аватар пользователя Larisa Zolotova
производство автомобилей марки JAC в Казахстане

Автомобильная промышленность вместе с сопутствующими ей производствами автомобильных компонентов является одним из важнейших видов экономической деятельности и одним из «локомотивов» мировой экономики.
Пространство СНГ в последние годы являлось довольно привлекательным для известных автомобильных фирм. Государства – участники СНГ в целом обладают емким рынком с высоким потенциалом дальнейшего развития и динамики роста. При этом издержки на персонал относительно низки, а трудовые ресурсы достаточно квалифицированы. Кроме того, ряд государств – участников СНГ имеют собственную автомобильную промышленность, которая остро нуждается в инвестициях и современных технологиях. В этой связи активность мировых автопроизводителей в области поиска новых производственных площадок и рынков сбыта является актуальной для государств – участников СНГ. Производство современных легковых автомобилей с участием ведущих производителей было запущено в Беларуси, Казахстане, Российской Федерации, Узбекистане и Украине.
Приведу свежий пример. Китайская компания «CHINA MACHINERY COMPANY» инвестировала 5 млн долларов в производство автомобилей марки JAC в Казахстане. Машины будут производиться мелкоузловым способом в Кустанайской области. Всего планируется инвестировать до 40 млн долларов. Поставка и монтаж технологического оборудования запланированы на июнь-июль 2016 года.
Но, начиная с 2014 года автомобилестроение государств – участников СНГ находится в сложной экономической ситуации. Загрузка производственных мощностей снижается, а рентабельность производства падает.
Я не буду углубляться в подробную статистику падения рынка продаж автомобилей, подчеркну только, что в 2015-2016 годах рынок продаж новых легковых автомобилей уменьшился во всех государствах – участниках СНГ, рынок подержанных легковых автомобилей также просел, хотя и в меньшей степени.
Остановлюсь на основных причинах падения. Прежде всего – это снижение покупательной способности населения государств Содружества.
Вторая серьезная причина состоит в том, что, несмотря на достигнутую степень локализации производства автомобилей на пространстве СНГ, значительная часть автокомпонентов производится в третьих странах, поэтому рост стоимости машинокомплектов неуклонно растет.
Ну, а третья причина, как нам кажется, является кумулятивной причиной вышеназванных факторов. Дело в том, что экономические процессы обладают некоторой степенью инертности. Население, не готовое вследствие возросшей цены и падения доходов покупать автомобили, меняет модель поведения от потребительского в пользу накопления, или как говорят экономисты в пользу отложенного спроса и, тем самым, усиливает кривую падения продаж автотехники.
В этих непростых условиях государствам – участникам СНГ необходимо выработать скоординированные усилия бизнеса и государственных структур для поддержки автопроизводителей.
Представляется. что для производителей автомобилей и автокомпонентов государств – участников СНГ очень важно не просто повысить совокупную факторную производительность (сырье, материалы, энергия, труд), но и приблизиться к лучшим мировым практикам машиностроения.
Важную роль играет освоение новых технологий и повышение качества занятого персонала. Возникает необходимость в программах переобучения, подготовки узкопрофильных специалистов для работы с модернизируемым оборудованием, которые могли бы быть подготовлены базовыми организациями государств – участников СНГ (в т.ч. НИТУ «МИСиС», МГТУ им. Н.Э.Баумана и др.).
В условиях рецессии необходимо разработать меры по субсидиарной государственной поддержке целевых кредитов автопроизводителям.
Крайне необходимы инвестиции и соответствующая государственная поддержка в качество и сервис. Резкий рост конкуренции со стороны ведущих автоконцернов и возросшие запросы потребителей сделают потребительские свойства продуктов и качество сервиса ключевым фактором для получения соответствующей маржи автопроизводителями.
При продаже на экспорт в третьи страны качество и сервис являются необходимыми условиями продвижения продукции с высокой добавленной стоимостью.
Автопроизводству на пространстве СНГ во многом необходима консолидация. Производство автомобилей в государствах – участниках СНГ по мировым меркам является относительно незначительным. В мировой двадцатке стран-лидеров по объемам производства колесного транспорта из государств – участников СНГ присутствует лишь Российская Федерация.

Крупнейшая двадцатка стран по производству автотранспорта

Государства Произведено автотранспорта (тыс. единиц)
2013 год 2014 год 2014 год/2013 год (%)
КНР 22 117 23 723 107,3
США 11 066 11 661 105,4
Япония 9 630 9 775 101,5
Германия 5 718 5 908 103,3
Республика Корея 4 521 4 525 100,0
Индия 3 898 3 840 98,5
Бразилия 3 055 3 365 110,1
Мексика 3 712 3 146 84,8
Испания 2 163 2 403 111,1
Канада 2 380 2 394 100,6
Россия 2 184 1 887 86,4
Таиланд 2 457 1 880 76,5
Франция 1 740 1 817 104,4
Великобритания 1 598 1 599 100,0
Индонезия 1 206 1 299 107,7
Чехия 1 133 1 251 110,4
Турция 1 126 1 170 103,9
Иран 744 1 091 146,6
Словакия 975 993 101,8
Италия 658 698 106,1
Аргентина 791 617 78,0
Итого: крупнейшая 20-ка 82 872 85 042 102,6

Развитие консолидации является необходимым условием для интеграции в региональные цепочки поставок и встраивания в глобальное автомобилестроение.
Для рынка автокомпонетов очень важно достичь согласованности по условиям сосуществования официального импорта компонентов и, так называемого, параллельного импорта, который существенно дешевле, но требует выработки надлежащих надзорных и контрольных мер.
Таким образом скоординированные договоренности в промышленной политике, включая автомобилестроение, имеют большое практическое значение.
Приведу пример. Недавно, в начале 2016 года Казахстан ввел утилизационный и регистрационный сбор на автомобили (в совокупности примерно 150 тыс. руб. или 2 тыс. долларов США за 1 автомобиль).
Казахстан пытается поддержать свою отрасль. Но, с другой стороны, такие действия со стороны Казахстана без предварительного согласования с другими государствами – участниками СНГ существенно влияют на показатели эффективности заинтересованных автопроизводителей, в частности российских и белорусских. Ведь Казахстан является, например, для АвтоВАЗа важнейшим экспортным рынком: до недавнего времени на долю этой страны приходилось до 70-80% экспортных поставок российского производителя.
Учитывая все эти обстоятельства Исполнительным комитетом СНГ совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в автомобилестроении.
Соглашением предусматривается сотрудничество государств – участников СНГ по следующим направлениям:
определение приоритетных направлений сотрудничества в автомобильной промышленности, формировании перечня совместных программ и проектов;
развитии института государственно-частного партнерства в целях ускоренной модернизации производства автокомпонентной базы и повышения ее технического уровня;
разработка мероприятий государственной поддержки автомобильной промышленности, включая программы регулирования кредитных и страховых ставок, жизненного цикла продукции автомобилестроения, утилизационные и экологические мероприятия;
содействие созданию совместных производств, встраиванию в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в автомобилестроении.
Предполагается взаимодействие государств – участников Соглашения и в реализации совместных мер, направленных на повышение конкурентоспособности и устойчивого развития автомобилестроения, включая актуализацию нормативно-правового обеспечения автомобилестроения в области технического регулирования с учетом наиболее успешных международных практик.
Проект соглашения был одобрен на заседании экспертной группы государств – участников СНГ 15 декабря 2015 года, согласован правительствами государств – участников СНГ. В соответствии с правилами процедуры, принятыми в Содружестве, документ планируется подписать на заседании Совета глав правительств государств – участников СНГ в октябре 2016 года. Мы ожидаем, что оно вступит в силу в I половине 2017 года.
Как и все многосторонние соглашения оно, конечно, носит до определенной степени, рамочный характер. Тем не менее, есть основание полагать, что оно станет важным элементом поддержки автопрома СНГ.
Тезисы доклада на 7-ой российской конференции по рынку грузового и пассажирского автотранспорта «Коммерческий транспорт 2016»
консультант департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ А.В.Ягодкин

Яндекс.Метрика