Итоги работы автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения России за первое полугодие 2014 года

Аватар пользователя Larisa Zolotova
Итоги автомобильной промышленности 1 полугодие 2014 г
итоги автомобильной промышленности 2014 г
рынок тракторов 2014

ОАО «АСМ-холдинг», организация, более 20 лет занимающаяся мониторингом состояния автомобильной промышленности, провела расширенный Круглый стол на тему: «Итоги работы автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения России за первое полугодие 2014 года» 23 июля 2014 года в здании Торгово-промышленной палаты РФ.
В круге обсуждаемых вопросов оказалась ситуация в автомобильной отрасли.
Первое полугодие 2014 года российский автомобильный рынок завершил с наихудшими показателями со времен кризиса 2009 года. Продажи всех автомобилей по сравнению с 2013 годом сократились на 12,5%. Рынок грузовых автомобилей сжался на 17%. Но хуже всего ощущает себя рынок легкого коммерческого транспорта и автобусов, падение которого составило более 20%. Очевиден негативный тренд на снижение, который начался в конце 2012 года. Участниками рынка прогнозируется его падение в 2014 году в разных сегментах от 10 до 40 (!) %% по отношению к 2013 году. И это притом, что в 2013 году уже произошло существенное снижение объемов продаж. Многие автопроизводители ожидают отрицательных финансовых результатов по итогам года.
По оценке Объединения автопроизводителей России, уровень реального выполнения министерствами и ведомствами поручений В.В.Путина и Д.А.Медведева, данных ими на совещаниях по автопрому в 2012-2013 годах, не превышает 50% .
Первое из них – это поручение Председателя Правительства РФ
В.В. Путина № ВП-П9-11пр, которое было дано по результатам совещания в г. Тольятти 4 апреля 2012 года. Некоторые пункты данного поручения были весьма успешно реализованы, например, о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам на реализацию инвестиционных и инновационных проектов; об утилизационном сборе, экологическая направленность которого способствовала стимулированию производства. Особо хочется отметить успешно проведенную в 2012 году программу субсидирования закупок в субъектах Российской Федерации автобусов, работающих на газомоторном топливе.
Однако большинство не выполнено: установление приоритета российской автомобильной техники при государственных и муниципальных закупках, закупках подконтрольными государству юридическими лицами; трансформация транспортного налога, предполагающая введение повышенных коэффициентов для автомобильной техники низких экологических классов. Не удается также пока воплотить в жизнь концепцию ограничения сроков эксплуатации коммерческой техники, которая могла стать очень мощным драйвером роста рынка автомобилей, способствовать улучшению транспортной и экологической безопасности на дорогах.
Аналогичная ситуация сложилась и с другими принципиальными поручениями в сфере автопрома. Поручение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № ДМ-П9-21пр от 9 апреля 2013 года выполнено наполовину. Многие из пока нереализованных пунктов дублируют пункты поручения 2012 года – это госзакупки, ограничение сроков эксплуатации коммерческой техники, введение экологических коэффициентов транспортного налога. В 2013 году хороший эффект дало возобновление программы льготного автокредитования, что позволило увеличить продажи легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков. На 2014 год запланирована пролонгация программы субсидирования закупок техники, работающих на природном газе. Необходимые средства заложены в бюджет на 2014 год. Также в соответствии с поручением внесены изменения в государственную программу "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в части автопрома. Коррекцию претерпела Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
Полная и своевременная реализация поручений по совокупности могла бы увеличить реализацию в 2014 году легковых автомобилей более чем на 100 тыс. единиц, по грузовым – до 30-40 тыс., по автобусам – до 20 тыс. единиц.

ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РОССИИ за январь-июнь 2014 года
По данным аналитической компании «АСМ-Холдинг» в России за январь-июнь 2014 года было произведено 1 001 424 автотранспортных средства (грузовых, легковых автомобилей, автобусов), что на 4,7% меньше, чем за январь-июнь 2013 года.
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
Производство легковых автомобилей за 6 месяцев 2014 года уменьшилось по отношению к январю-июню 2013 года на 2,4% до 909, 6тыс.шт. Выпуск автомобилей иностранных брендов увеличился на 1,4% до 691,6 тыс. шт., в том числе предприятия, работающие в режиме промышленной сборки, снизили выпуск на 1,3% до 524,9 тыс. шт. Выпуск отечественных легковых автомобилей в январе-июне уменьшился на 12,8%, выпущено 218,0 тыс. шт.
Доля иностранных марок в общем выпуске легковых автомобилей в России составила в январе-июне 2014 года 76,0% (в январе-июне 201З года – 73,2%).
Предприятия-производители легковых автомобилей в январе-июне 2014 года отгрузили потребителям 889, 5 тыс. автомобилей, или 96,5% к уровню отгрузки за январь-июнь 2013 года.
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
Объем выпуска грузовых автомобилей, включая легкие грузовики, за январь-июнь 2014 года уменьшился на 21%, выпущено 73, 2 тыс. шт.
Доля иностранных марок в общем выпуске грузовых автомобилей в России составила в январе-июне 2014 года 11,9% (в январе-июне 2013 года – 13,6%).
Предприятия-производители грузовых автомобилей в январе-июне 2014 года отгрузили потребителям 70,0 тыс. машин или 77,9% к уровню отгрузки за январь-июнь 2013 года.
АВТОБУСЫ
Объем выпуска автобусов, включая микроавтобусы, в январе-июне 2014 года уменьшился на 27,4% до 18,8 тыс. шт. Из общего количества произведенных автобусов выпуск отечественных моделей составил 12,6 тыс. шт. (-35,4%), а выпуск автобусов иностранных моделей – 6,2 тыс. шт. (-3,0%).
За январь-июнь 2014 года в общем производстве автобусов в России доля иностранных марок составила 32,9% (в январе-июне 2013 года – 24,6%).
Производство автобусов особо малого класса составило 15 тыс. шт., что на 23,9% меньше, чем за январь-июнь прошлого года.
Предприятия-производители автобусов за январь-июнь 2014 года отгрузили потребителям 18,7 тыс. машин, или 73,3% к уровню отгрузки за январь-июнь прошлого года.

РЫНОК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ в январе - мае 2014 года
Оптовые продажи легковых автомобилей в январе-мае 2014 года сократились на 5,5%, по отношению к январю-маю 2013 года и составили 1022,7 тыс. единиц. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению в январе-мае 2014 и 2013 годов выявляет сокращение абсолютных объемов продаж во всех сегментах рынка, кроме сегмента продаж иномарок российской сборки и небольшого прироста в сегменте подержанных машин.
Продажи отечественных автомобилей в январе-мае снизились до 187,9 тыс. ед., а их рыночная доля выросла на 0,1 процентного пункта до 18,4%. Продажи иномарок российской сборки выросли на 1,8% до 552,8 тыс. ед., и их доля расширилась с 50,2% до 54,1%. Совокупная доля продаж автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), увеличилась до 72,5% рынка против 68,5% в январе-мае 2013 года. Продажи новых иномарок, ввозимых по импорту, сократились на 18,1% до 276,6 тыс. ед., а их доля на рынке убавилась с 31,2% в январе-мае 2013 года до 27,1% по итогам января-мая 2014 года.
РЫНОК ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ в январе-мае 2014 года.
Оптовые продажи грузовиков, включая легкие грузовики, в январе-мае 2014 года упали на 13,1% в годовом исчислении до 91,9 тыс. ед. Спад продаж зафиксирован во всех сегментах рынка. Отгрузки отечественных автомобилей сократились на 14,4% до 41,2 тыс. ед., их рыночная доля уменьшилась с 45,5% до 44,8%. Продажи «российских иномарок» уменьшились на 33,2% до 6,8 тыс. ед. при уменьшении их рыночной доли с 9,7% до 7,5%. Совокупная доля произведенных в России грузовиков (отечественных и иномарок) уменьшилась с 55,2% до 52,3% рынка. Импорт новых грузовиков уменьшился на 1,9% до 43,2 тыс. ед., а его доля выросла с 41,6% до 47,0%. Продажи импортированных подержанных машин сократились в 4,7 раза до 722 ед., а их доля на рынке убавилась от 3,2% до 0,8%.
РЫНОК АВТОБУСОВ в январе-мае 2014 года.
По итогам пяти месяцев 2014 года российский рынок автобусов, включая микроавтобусы, испытал самый резкий спад продаж среди всех секторов автомобильного рынка. Продажи автобусов в январе-мае 2014 года сократились на 28% в годовом исчислении до 15 821ед.
Продажи отечественных автобусов, которые продолжают занимать преобладающее положение на рынке, сократились на 38,7% до 8,4 тыс. машин, при этом их рыночная доля уменьшилась до 53,2% против 62,4% в январе-мае 2013 года, продажи «российских иномарок» снизились на 4,2% до 5,1 тыс. автобусов, при этом занимаемая ими доля рынка прибавила 8 пунктов и достигла 32,2%. Совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов отечественных моделей и «российских иномарок») уменьшилась с 86,6% до 85,4%. На 1,4 пункта выросли продажи импортных автобусов, а их доля выросла с 13,0% до 14,4%. По размерным категориям, в продажах автобусов российского производства продолжают преобладать автобусы особо малого класса (микроавтобусы). Подержанный импорт сократился в 3 раза, насчитав в январе-мае 2014 года всего 36 автобусов.
Российский рынок тракторов для сельскохозяйственных работ и лесного хозяйства в январе – июне 2014 года
По данным аналитической компании «АСМ-холдинг» рынок сельскохозяйственных тракторов России в первом полугодии 2014 года вырос на 0,6% по отношению к соответствующему периоду 2013 года. Общий объем продаж тракторов за январь-июнь 2014 года составил 27 297 ед., из которых только 1 347 тракторов российских марок (в 2013 г.– 1453 ед.).
Анализ структуры рынка по его составляющим выявляет тенденцию к увеличению рыночной доли импорта готовых тракторов иностранных марок, которая выросла с 24,0% до 31,0%, продажи импортных тракторов выросли на 30,2% с 6505 ед. до 8467 ед. Импорт готовых тракторов из Республики Беларусь изменился незначительно с 12 718 ед. до 12 462 ед. Импорт подержанных тракторов вырос на 20,8% до 2235 ед., что обусловило увеличение его доли рынка на 1,4 пункта до 8,2%. Общая доля импорта новых тракторов выросла с 70,9% до 76,7% рынка.
Совокупные продажи собранных в России тракторов иностранных марок из дальнего зарубежья (John Deere, Claas, Case New Holland, Versatile) и Украины (ХТЗ) сократились на 16,5% с 1745 ед. до 1457 тракторов при сужении их рыночной доли с 6,4% до 5,3%.
Сокращение продаж белорусских тракторов российской сборки было в значительной мере восполнено ростом импорта готовых тракторов из Республики Беларусь. Продажи тракторов, произведенных на территории России из тракторокомплектов МТЗ, упали на 53,6% за отчетный период до 1329 ед., а их доля на рынке сузилась с 10,5% до 4,9%.

Яндекс.Метрика