Гонка Африка Эко рейс 2015

Аватар пользователя Larisa Zolotova
Гонка Африка Эко рейс фото
Камаз Мастер на гонке Африка 2015   фото
Камаз Мастер на Африка 2015 фото
Камаз Мастер на гонке Африка  фото

29 декабря ТЫСЯЧА И СТО КИЛОМЕТРОВ.
Вчерашний старт приветствовали болельщики гонки Африка Эко рейс,
несмотря на холод и пронизывающий ветер. Ночью участники выдвинулись
к порту Мотриль для погрузки на паром, предстояло пройти 1100 км
совершенно стандартных дорог общего пользования очень хорошего
качества, к слову сказать. Сложность состояла лишь в том, что опоздать к
погрузке на паром было ни в коем случае нельзя. Старт машин команды из
отеля был назначен на 3 часа (утра или ночи?). Все было подготовлено
заранее, неожиданностей не случилось.
Как и в прежние годы, Элизабет Жасинто прошла проверки в порту
отправления. Организаторы всегда идут навстречу отважной женщине-
пилоту, существенно сокращая ей переезды.
30 декабря, завтра, первый спортивный старт, надеюсь, что все
погранично-таможенные формальности пройдут по плану, неожиданностей
не случится, и к вечеру нашим экипажам уже будет, что рассказать.
Сергей Геннадьевич Савостин провел вводный инструктаж: «Завтра
вкаточный день, нужно освоиться в гонке, оценить ситуацию, посмотреть
кто как едет, но ни в коем случае не превышать свой темп. Основная задача
– не терять времени, не ломаться, не набирать штрафных минут.
На жестком грунте завтрашнего СУ старайтесь держать давление и
беречь колеса. Когда колесо катится, оно проглатывает все острые места;
как только появляется сопротивление, тут же появляются повреждения. Как
правило, это боковые порезы, полученные в заносе. Старайтесь ехать
аккуратно, но быстро, насколько это позволяет трасса. Создавайте
комфортную обстановку штурману, это тоже зависит от пилота. Если
штурман не справляется с вашим темпом, вы двигаетесь быстрее, чем он
оценивает ситуацию, то сбросьтесь, иначе вы опять же больше потеряете. Обязательно работайте экипажем, вы втроем работаете на один результат
и должны делать это слаженно, добиваясь наилучшего результата. Это
обязательно принесет плоды. Видите, что поехали не туда, возвращайтесь
сразу, не пытайтесь вернуться на трассу интуитивно, как правило, это не
получается. Лучше вернуться, не рисковать, меньше потеряете.
Не забывайте мелкие нюансы регламента. Подкачка в зоне СР
запрещена. В стартовой зоне нельзя задерживаться больше 20 секунд.
Вроде мелочь, а влечет штрафное время. Задержался, думая, что это твое
время, шлем застегиваешь, ремни поправляешь, а это уже не твое время,
уже штраф. Буксировка в зоне СР запрещена. Это очень важные моменты».
Вот такое напутствие.
А завтра выгрузка с парома в 5 утра и начнется новый этап, который
принесет новые события, новые переживания и новый опыт
30 декабря 1 этап.
Не слишком быстро и не слишком просто.
Выгрузка с парома и прохождение пограничных формальностей прошли
быстро, организаторы сработали очень эффективно. Старт на этап
состоялся точно в назначенное время. Первый скоростной участок
анонсировался организаторами, как типичный для Марокко, с каменистым
покрытием и множеством навигационных задач.
Денек казался отличным для экипажей – солнечно, прохладно, влажный
грунт, избавляющий от пыли и сохраняющий следы впередиидущих. На
деле, как часто бывает, удача в одном компенсировалась сложностями в
другом: назвать СУ простым участники не смогли.
Уже на дороге к старту было видно, насколько серьезные здесь прошли
дожди: широкие, глубокие промоины в самых неожиданных местах, которые
сильно изменили естественный рельеф и превратили банальные
углубления в опасные препятствия.
Алмаз Хисамиев, механик экипажа 401: «СУ оказался не таким
скоростным, как ожидалось, много препятствий, рытвин, рвов. Навигация
оказалась сложной, потому что приходилось выбирать из множества
неявных направлений, которые были прописаны, но были трудно
различимы. Поломок не случилось, однако уже на бивуаке обнаружили
серьезный порез заднего левого колеса, колесо меняем, проводим
плановые работы. В общем, для первого дня все неплохо».
Анатолий Танин, механик экипажа 404: «СУ был очень разнообразным
интересным, мы впервые ехали таким экипажем. Было азартно,
захватывающе».
Сергей Куприянов, пилот экипажа 404: «Очень разнообразный участок–
и каменистые дороги, и русла, и скоростные участки. Навигация была сложная, а по пилотированию, поскольку мы не стремились держать самый
высокий темп было проще. Проехали с запасом по надежности и скорости.
Главная сложность была в том, чтобы привыкнуть к манере изложения
материала автором роад-бука. Необходимо было привыкнуть, чтобы
понять, что он видел, когда писал это произведение».
Антон Шибалов, пилот экипажа 401: « Места все знакомые, лиазон не
раз проходили. Первый СУ хороший, недлинный, вкаточный,
разнообразный. Небольшие скоростные участки. Небольшая длина сыграла
против нас, не успели отыграть, потерянное на ориентирование время. Мы
потеряли минут пятнадцать, но это добавило остроты. Скучно точно не
было. Трасса позволяет совершать обгоны достаточно безопасно. Кстати
сказать, дорогу уступают очень дисциплинированно, стоит только подать
сигнал. Утром на границе встретились с Томашем Томичеком, он-по
дружески пожелал нам удачи».
На вечернем брифинге Рене Медж подтвердил, что это был очень
сложный по навигации этап. Даже самый сложный. И пообещал, что
больше такого не будет, по крайней мере на гонке 2015 года.
Результаты этапа
1 402 KOVACS MIKLOS (HON) 01:40:03
2 401 SHIBALOV ANTON (RUS) 01:49:06
3 404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 01:51:09
4 406 BOUWENS GREGOOR (BEL) 01:53:08
5 405 JACINTO ELISABETE (POR) 01:53:56
6 400 TOMECEK TOMAS (RTC) 01:58:44
7 408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 02:08:45
31 декабря 2 этап
Этап с очень разнообразными задачами финишировал. Оправдались предупреждения организаторов о том, что держать концентрацию внимания нужно постоянно. Быстро начавшийся для наших экипажей этап оказался насыщенным.
Сергей Куприянов, пилот экипажа 404: «Первая часть была наиболее длинная по времени и километражу, а вторая оказалась насыщенной эмоциями. Мы очень хорошо прошли первую часть – быстро, надежно, уверенно – а за десять километров до финиша мы попали в ситуацию, необычную для трасс Марокко. Между двумя дюнами была большая лужа и я решил, что смогу взять ее ходом. Не получилось. Лужа оказалась коварной. Мы потеряли около 20 минут, и это большая удача, потому что, если бы следом не двигался Антон, мы встречали бы Новый год там же. Опыт ценный, конечно. Нужно было сдать назад и выбрать иную траекторию движения. Антон вытащил нас не очень быстро, использовали несколько тросов, машину поставили на следующий бархан, чтобы уклон помогал двигаться».
Роберт Аматыч, штурман экипажа 401: «Ехали сегодня быстро, учли опыт вчерашнего дня, в какой-то момент сбились, но быстро обнаружив ошибку, исправились. Догнали Томичека и Ковача в песках. Темп был очень хороший. Случилась поломка – порвалась трубка радиатора гидроусилителя руля, масло ушло, стало подклинивать руль, остановились, отремонтировались и двинулись дальше. Догнать и обойти 400 экипаж нам удалось снова. Догнали наших, вытянули, двинули дальше. Здесь действительно смысл в знаки легенды организаторы вкладывают несколько иной, надо привыкать. Это понятно и нормально, потому что фактическое содержание совершенно достоверное, а как оценить этот самый факт, это дело субъективное. Например, если обозначение «яма!» для нас с нашим опытом привычно означает практически незаметное изменение поверхности, то здесь я бы приравнял это в некоторых случаях к знаку «яма!!!», даже к самым незначительным «ямам» здесь нельзя относиться без внимания, очень осторожно. Значит надо привыкнуть, адаптироваться, это даже хорошо, потому что учит ценить и чувствовать разнообразие, понимать, что одно и то же разные люди могут оценивать по-своему».
Вот так прошел последний день 2014 года. Пришла информация об изменениях третьего этапа без пояснений, но с фотографией машины группы открытия, увязшей на трассе. Об этом мы узнаем подробнее, когда в России уже будет почти 2015 год.
Результаты этапа
403 JACINTO ELISABETE (POR) 04:46:08
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 04:53:16
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 04:58:33
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 04:59:13
405 ESSERS Noel 05:17:34
402 KOVACS MIKLOS (HON) 05:23:59
406 BOUWENS GREGOOR (BEL) 06:16:14
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 06:55:28
1 января Третий этап. Скорости растут.
На последнем брифинге 2014 года объявили, что изменений на
завтрашнем этапе будет много. Перед СР1 будут очень трудные дюны,
потом будет озеро, нужно очень внимательно выбирать траекторию
движения, поскольку можно увязнуть так, что выбраться будет очень
трудно. После озера трудная рулежная трасса со смешанными покрытиями:
песок, камни, булыжники.
И вот с таким напутствием экипажи стартовали в первый день нового
года. Ожидания были серьезными, но осторожными: ведь как начнешь год,
так его и проведешь, рисковать в таком деле надо с умом.
После длинного лиазона встреча на финише СУ была оживленной. После
обмена короткими фразами все двинулись на бивуак, где уже можно было
поговорить с экипажами.
Экипаж 404, Анатолий Танин : «Процентов 60 сегодняшней трассы были
камни, очень разные: от мелких, растущих из земли до настоящих хороших
булыжников. Скоростного было много - по пять километров, по десять.
Пески сначала спокойные, потом выше, выше. В одном месте с ходу дюну
не взяли, развернулись и со второго захода прошли. Томичека догнали где-
то на двухсотом километре, надо сказать, что темп у него очень приличный.
Кстати сказать, он очень корректно вел себя, сразу среагировал на сигнал,
уступил дорогу. Пыли было очень много, видимости никакой. Элизабет
Жасинто в песках не повезло, времени потеряла предостаточно. Мы нигде
на стояли, темп был уверенным, надежным. Нам понравилось так ехать,
посмотрим, что дальше будет».
Сергей Куприянов, пилот экипажа 404: «Вообще, в дюнах машин было,
как грибов после дождя. Спецучасток хороший, интересный, дюны повыше и
песка побольше, много скоростных участков, почти всю трассу шли в прямой видимости от Антона. Толик кормит меня по дороге, такая прямая
мотивация пряником, чтобы держал правильный темп. В навигации было
несколько сложных моментов, но мы справились благополучно. Было очень
красиво сегодня, небо, облака, зелень, перевалы все в цветах. Видимо из-
за декабрьского наводнения. Все было хорошо, только в конце было
некоторое недоумение от того, как Антон припустил к финишу на последних
километрах – вот он был и уже даже пыли от него не видно».
Алмаз Хисамиев, экипаж 401: «Жесткий доп был, песков немного, но по
мере движения они становились все более вязкими, чувствовалось, что
мотор тяжелее тянет. Быстро ориентировались сегодня, время на
навигацию не теряли. Камней было очень много, мы даже на правом заднем
колесе шашку оторвали, сейчас я думаю, что чудом доехали без замены
колеса. Были моменты, которые заставляли вспоминать опыт первого
Дакара в экипаже дяди Ильгизара (Ильгизар Мардеев, легендарный пилот
боевой технички). Я тогда удивлялся, как может машина двигаться с такой
скоростью по камням, каждый из которых может запросто порвать колесо. А
Ильгизар улыбался: «Вот так!» Шея немного побаливает, тряска
сказывается, тычки были, но ничего, терпели, куда деваться».
Антон Шибалов, экипаж 401: «Песков этих в прошлый раз, когда мы
участвовали, не было, не слабые пески, приходилось всерьез усилия
прилагать. Жасинту там потеряла много времени, несколько раз делала
попытки пройти, прежде, чем засела. Томичек быстро прошел, у него
большой опыт, он хорошо справляется с песками. Это действительно
коварные места, где можно много приключений найти. И камни были очень
серьезные, много приходилось пересекать русел рек. Длинные СУ для нас
хороши, есть время для маневра. Вспоминаю ту гонку, тогда было гораздо
спокойнее, задача стояла другая, сейчас ответственность добавляет
сложности. Сегодня устали все, хотя и более длинные спецучастки у нас
были. Но это ничего, привыкнем».Опыт первых дней дает всем участникам возможность почувствовать
свой темп. Скорости ощутимо растут, песков становится больше,
расстояния компенсируются разнообразием покрытий и ландшафтов.
Пройдена первая четверть пути. Радует успех наших ребят: на третьем
этапе Антон второй в абсолюте, Сергей – третий, отлично идут казахи,
Анастасия Нифонтова сегодня пятая, Антон Григоров стабилен и
оптимистично настроен. Первый день нового года оказался успешным,
пусть и год будет не хуже.
Результаты этапа
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 05:19:05
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 05:25:45
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 05:37:57
403 JACINTO ELISABETE (POR) 06:11:03
402 KOVACS MIKLOS (HON) 06:29:48
406 BOUWENS GREGOOR (BEL) 07:25:57
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 08:03:33
405 ESSERS Noel 09:02:43
Результаты после 3 этапов
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 12:04:44
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 12:14:07
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 12:15:57
403 JACINTO ELISABETE (POR) 12:49:07
402 KOVACS MIKLOS (HON) 13:31:50
406 BOUWENS GREGOOR (BEL) 15:33:19
405 ESSERS Noel 16:12:32
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 16:40:46
2 января Наблюдать со стороны просто
Наблюдать со стороны просто: все понятно, приоритеты ясны, никаких
сомнений в том, куда двигаться, что предпринимать. Находиться внутри
ситуации труднее. Ошибки неочевидны, решения многозначны, но опыт
иначе не нарабатывается. Если все удалось, получилось, то делается
вывод о том, что ошибок не было, а если случилась неудача, то, понятно
дело, наоборот. Но ведь не все так очевидно. Ошибок не делаешь только в
том, что уже хорошо освоено, в том, что просто. Настойчивое стремление
совсем не делать ошибок приводит в результате к стагнации развития –
чему ты научишься, если будешь делать только то, что и так умеешь?
Вообще, вопрос ошибок очень субъективный и рассуждать на эту тему
можно много и с удовольствием. А наши экипажи прошли сегодня
очередной этап, и без приключений не обошлось.
Роберт Аматыч, экипаж 401: «Проехали в хорошем бодром настроении,
колесо прокололи на камнях даже не заметили, как, заменили, поехали
дальше. В Марокко очень сложные по навигации этапы, но сегодня нам все
удалось».
Антон Шибалов, экипаж 401: «Сегодня был интересный марафонский
день и по протяженности, и по разнообразию задач. По сложности,
наверное, самый сложный из прошедших: много камней, опасных, острых,
много узких мест, во второй половине тесный скалистый серпантин, мы
спускались там почти шагом, очень осторожно. Почти сразу после старта
пробили колесо, совсем было небольшое повреждение, но ощутимое,
поменяли, потом двигались вдвойне осторожно, потому что осталось только
одна запаска, а впереди еще больше трехсот километров. Но было очень
интересно, ближе к финишу скоростные участки, русла рек. В одном из
русел наш штурман дал нам преимущество, разобравшись в довольно запутанной ситуации быстрее остальных, мы на этом выиграли время,
безусловно. Лидирующие джипы к тому времени, как мы прибыли, уже
кружили в поисках правильного направления, а Роберт сориентировался
быстрее и уже за нами они выскочили на верный путь, одного из них мы
даже обошли в этом месте, но потом уступили ему дорогу по требованию, у
них был очень жесткий поединок, видно было, что рубятся по-взрослому. И
тот, кому мы уступили дорогу, смог прийти первым».
Александр Куприянов, экипаж 404: «Сегодня специфический день
получился. Видели Антона, который нам показал, чтобы ехали дальше,
вертолет над нами кружился. С навигацией справились, но доп сложный,
разноплановый, каменистый, много перевалов, русел, острые камни, много
узких мест. В результате после третьего СР через несколько километров
пробили левое заднее колесо, остановились менять его в очень неудобном
месте: наклон, несколько раз переставляли домкрат, чтобы поднять
машину, времени на это много потратили. Двинулись дальше осторожнее,
понимая, что у нас только одно колесо в запасе, но за 100 км до финиша на
очередном перевале пробиваем правое заднее колесо. Здесь мы поменяли
колесо без задержек, но выяснилось, что у нас не работает подкачка. По
приборам давление 4 атмосферы, а на самом деле перебило провод
кабеля подкачки, и мы не видели реальное давление в шинах. Потом ехали
очень осторожно, понимая всю опасность ситуации, стараясь не
перегревать колесо, скорость не развивали более 120 км/ч, хотя это было
несколько обидно, потому что последние 50 км перед финишем были очень
скоростные, там можно было на максималке ехать.
По навигации после брифинга ожидали большей сложности. Были
нюансы, но они больше были связаны со своей работой, привязку если
неточно отобьешь. Было несколько таких мест, где машинально отобьешься
и потом пересчитывать приходится на ходу расстояние до следующей
отсечки, чтобы не сбиться. И были участки достаточно ходовые, но
корявые. С жесткими песчаными холмами, поросшими травой, сама площадка вроде ровная, но холмы очень неприятные, объезжать их не
всегда получается, приходится терпеть удары, стараясь не сбиваться.
Каждый вечер заправляем машину газом, вчера приехали с тридцатью
литрами из 400, используем наш ресурс по максимуму. Машина чувствует
обогащенную смесь уже на старте, мне кажется, что даже по-другому поет,
другой звук».
Сергей Куприянов, экипаж 404: «Сегодняшний спецучасток был очень
сложным, было очень много камней, узких перевалов, джипы в этих местах
имели преимущество. Пробили колесо в очень неудобном месте, выехали
почти на ободе, долго поднимали машину, потеряли на этом 30 минут,
потом буквально через 15 минут пробили второе колесо, дальше пришлось
ехать очень аккуратно, медленно и на этом мы еще что-то отдали. Опыт
сегодня получили уникальный, опыт трудный, но получив его, растешь. Но
всегда есть и хорошие моменты. У меня Наталья, жена, с детьми в Сочи,
они там встречали Новый год, там есть стеклодувная мастерская, так они
заказали там из стекла КАМАЗ. Очень приятно. Или вот то, что машина едет
на газе, учитывая то, где я работаю, уже само по себе греет душу, а то, что
при этом она едет хорошо тем более. У нее лучше динамика, она лучше
тянет на низких оборотах, думаю, это будет актуально для вязкого песка».
День действительно был очень сложный, Элизабет Жасинту добралась
до бивуака по трассе ассистанс, вернувшись к старту, у нее случились
проблемы с подвеской, у Ковача коробка передач вышла из строя, они
продолжат гонку, но со штрафным временем. Здесь свои вопросы и свои
решения. А был ли этот опыт ступенью к новому уровню? Время покажет.
3 января Марокканское испытание пройдено.
Организаторы сократили сегодняшний СУ километров на двадцать: из-за обилия воды заключительные километры стали настолько вязкими, что вызвали серьезные и вполне обоснованные сомнения в их проходимости. Финиш приблизился и два российских экипажа на 20 километров раньше почувствовали радость от результатов. Экипажи Сергея Куприянова и Антона Григорова принимали поздравления – они стали победителями на сегодняшнем этапе.
Расстояние до бивуака в Дахле для ассистанса сегодня почти 800 километров и чуть меньше у участников. Чем дальше на юг Марокко, тем более ужесточается полицейский контроль: если сначала мы даже не замечали постов, то теперь нас останавливают несколько раз в день и дважды всерьез проверяли документы, зафиксировав все данные вплоть до номеров въездных виз. Двигаясь вдоль океана, наслаждаемся видами: с одной стороны безграничная каменистая пустыня, с другой – водная гладь, сливающаяся с небом. Но, к сожалению, не долго – сильный ветер поднимает песок, пыль и небо превращается в серое, горизонт неопределим, близость океана определяется только линией на экране GPS. Белый свет превратился в серую мглу. Временами становятся плохо различимыми машины впереди, а на дороге появляются песчаные переметы. Очень длинный переезд. Но все движутся к самому южному городу Марокко в отличном настроении.
Мы успели встретить наши экипажи после финиша в месте, где наша трасса совпала с лиазоном спортивных машин. Встречать на финише спортсменов мы не можем – ассистансу запрещено регламентом находиться в зоне старта и финиша, обычно мы ждем в точке совпадения трасс, иногда это позволяет издалека видеть финиш, но от расстояния это зрелище не становится менее волнующим.
Сергей Куприянов, экипаж 404: «Мы не ожидали, что будем первыми. Мы хорошо шли, трасса позволяла: от старта сто километров открытого премяка. Я только удивлялся, что джипы нас не обходят, все условия для этого были. Эти места славятся историями, связанными с кажущейся простотой: то кто-то на неожиданном обрыве кульбит совершил, то вместо обычной лужи попал в солончак. Так что все-таки опасались, перестраховывались. Спецучасток быстрый, но короткий."
Алмаз Хисамиев, экипаж 401: "Для знающих людей достаточно сказать, что давление в шинах не опускалось ниже 6 атмосфер. Прямо и быстро. Правда был эпизод, когда мы из осторожности обходили справа место, которое казалось влажным, вязким. Шли строго по легенде, хотя временами был соблазн спрямить траекторию, но очень хорошо помнили предупреждения на брифинге, поэтому действовали строго по легенде. Хорошо ориентировались, неоднократно за нами сбившиеся с маршрута джипы выравнивались."
Антон Григоров, экипаж 212:"Победа на этапе стала для нас неожиданностью. Как это случилось? Штурман хороший, машина хорошая, вот и результат. Несколько раз следы Антона Шибалова нам помогали выбрать направление. Невероятные были совершенно места - потрескавшаяся трясина, только попади! Так между кочек, кустов и промоин и лавировали. На максимальной скорости! Очень зажигательно!"
Сегодня для россиян был удачный день. Хорошо, когда этап перед днем отдыха складывается удачно, на душе спокойнее и работается легче.
Результаты этапа
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 02:03:08
403 JACINTO ELISABETE (POR) 02:06:16
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 02:08:10
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 02:15:50
402 KOVACS MIKLOS (HON) 02:18:08
405 ESSERS Noel 02:20:18
406 BOUWENS GREGOOR (BEL) 02:23:55
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 02:54:23
Результаты после 5 этапов
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 18:24:13
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 19:15:19
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 19:43:21
406 BOUWENS GREGOOR (BEL) 23:12:11
405 ESSERS Noel 24:05:15
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 25:10:51
403 JACINTO ELISABETE (POR) 34:23:23
402 KOVACS MIKLOS (HON) 35:17:58
5 января. Добро пожаловать в Мавританию.
Подъем в 4:30, чтобы успеть пройти формальности на границах и
стартовать на первый мавританский спецучасток. Но все старания
оказались напрасными, этап был отменен из-за того, что из-за песчаной
мглы не смог подняться в воздух директорский вертолет. Хотя нам
казалось, что это произошло из-за серьезных задержек на мавританской
границе. В итоге прохождение формальностей караваном ралли,
начавшееся около 9 часов утра, в 19 часов еще не завершилось. В 2013
году мы тоже долго и мучительно проходили эту границу, но нет предела
совершенству. Каждый участник гонки отстоял не меньше 4 часов в живой
(очень живой!) очереди и в результате оставил на память пограничникам
отпечатки пальцев, получив взамен визу с фотографией, наверное, самой
нелепой из всех официальных. Для кого-то индивидуальная фотография
оказалась групповой, кого-то запечатлели с замечательным выражением
лица, в общем было, чему порадоваться после испытания тесным
общением.
И вот, наконец, все пограничные развлечения позади. Совсем близко от
границы можно увидеть, если повезет, самый длинный в мире поезд,
перевозящий железную руду. Длина состава 2 км. Во главе таких поездов
ставят 3-4 тепловоза для того чтобы они вели поезд длиной от 200 до 210
вагонов. Роберт Аматыч, эксперт по железнодорожному транспорту, сказал,
что обычная длина состава – порядка 70 вагонов. В Мавритании
пассажирские вагоны присоединяют к грузовым поездам, но пассажиры
часто предпочитают ехать на крышах вагонов или даже в грузовых отсеках,
разместившись прямо на руде. В этом году посчастливилось увидеть этот
поезд Насте Нифонтовой, зрелище исчезающего вдали состава оказалось
впечатляющим. Бивуак без техничек выглядит необычно пустым, народ общается,
приходила пообщаться Элизабет Жасинто, разглядывала наши грузовики,
вспоминала, как Семен Семенович звал ее на «Шелковый путь», выступить
на КАМАЗе, говорила, что это для нее почти мечта – отличная гонка на
отличной машине. Брифинг с анонсом завтрашнего СУ и объявлением
стартовок сегодня будет поздно, организаторы тоже потеряли кучу времени
и Рене Медж не успевает прибыть вовремя на бивуак.
Спортивные экипажи оказались на месте бивуака около 17 часов, а
ассистанс в 19 часов еще не прошел границу, значит, наши технички будут
на бивуаке в лучшем случае в 10 часов вечера. Это не радует. Но хоть бы
песчаная мгла развеялась, иначе есть опасность отмены и завтрашнего
этапа.
7 января. ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ЛИРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ.
Самый длинный этап гонки, стартовал с бивуака. Полностью песчаный, с
дюнами. Тяжелые пески перед СР-3 (352 км) и потом еще перед финишем.
Мавританские пески показали характер уже на бивуаке: не все технички
благополучно смогли въехать на бивуак Chami, расположенный у подножья
дюны.
Теория.
От Сергея Геннадьевича Савостина экипажи получили установку не
отрываться далеко друг от друга, это может быть не даст кому-то уйти в
отрыв, зато позволит существенно сократить потери, если что. Команда
должна использовать свои преимущества. Постоянно регулировать
давление в шинах, не закапываться, вовремя реагировать. Здесь нет
одного правильного решения на любой случай: каждый день меняется
характер песков и ориентироваться необходимо на ситуацию. Важно
правильно выбирать траекторию движения, Ну и следы. Следы в песках –
великая вещь, это не только существенный ориентир и возможность
увеличения скорости, но и признак более вероятной проходимости: если
кто-то уже преодолел дюну, то ее гребень уже срезан, уже не будет такой
крутизны, более пологим окажется съезд. Но при всем уважении к следам,
нужно четко следить за направлением и привязками. Про сигналы. На
бездорожье не принято требовать, чтобы вам уступили дорогу, поскольку
нет дороги, значит, и уступать нечего. Сигнал о том, что приближаетесь,
надо подать, но объезжать обгоняемого самим, не сгоняя с траектории.
Вот такой инструктаж. Экипажи отправились на старт, мы выдвинулись
на лиазон, причем спортивный маршрут от бивуака оказался дорогой напрямую до следующего бивуака 433 км, а по дорогам общего
пользования нам предстояло преодолеть более 700 км.
Лирико-географическое отступление.
С обеих сторон от дороги песок, кочки травы. Местные поселения очень
убоги и вызывает удивление вообще возможность выживать в здешних
местах: пыль, сушь, песок, ветры, сухая трава. Лачуги-хижины (не знаю как
назвать) обычно совсем небольшие постройки из досок, картона, чего
угодно без окон, палатки-шатры. Верблюды и козы пасутся под присмотром
пастуха. Встретилась нам вереница огороженных соломенной изгородью
участков, засыпанных песком с редкими кустами травы. По «нарезке» это
напоминало дачные участки. Оксана прокомментировала, что это местное
население для собственных нужд песок выращивает, только сорняков
многовато. Ну, сорняки, они и в Африке сорняки.
Песок везде. Он разный, легко различается три основных цвета песка –
белый, желтый и рыжий. Еще масса градаций и оттенков, но здесь уже дело
вкуса и восприятия.
После этого столица Мавритании «место где дует ветер» Нуакшот
показалась действительно столицей, не смотря на ту же пыль, тот же песок,
тех же босых жителей, обернутых в цветные куски ткани.
Лирические отступления закончены. Теперь о главном.
Практика.
Первые две контрольные точки экипажи Шибалова и Куприянова прошли
четко, быстро, конкуренцию им составил Томаш Томечек, затем перед СР-3
произошла заминка. Тяжелые пески, обещанные организаторами, сделали
свое дело – потери времени были у огромного числа участников. Удача и
мастерство помогли Томечеку отыграть на 352 километре почти двенадцать
минут у Шибалова и двадцать у Куприянова. Но к финишу наши экипажи
восстановили прежнее положение вещей. К сумеркам на бивуак с трассы
еще не прибыла большая часть экипажей.Экипаж 404 привез повреждения, полученные в Мавританских дюнах и
Сергей Куприянов, встретившись со своим ночным механиком, первым
делом сказал: «Слушай, извини!»
Сергей Куприянов, пилот экипажа 404: «Сегодня для нас день был
очень сложный по нескольким причинам. Во-первых, мы впервые в
Мавритании, абсолютно незнакомый для нас рельеф, абсолютно
незнакомый песок. Во-вторых, мы сегодня стартовали в головке, поэтому
больше половины этапа ехали открывающими, следов практически не
было, оценить правильно нужный темп было сложно, потому что никого не
было видно ни сзади, ни впереди. Мы впервые столкнулись с
мавританскими песками, очень сложными, коварными. Хаотически
разбросаны спуски-подъемы, кусты, трава и при этом всем это очень
рыхлый песок, практически как пыль. Мы привыкли к тому, что если ты
спустился в воронку и выехал из нее, оказавшись на плоской поверхности,
то ты уже сделал дело, здесь это не работает. Даже сброс газа на ровной
поверхности приводит к тому, что машина проваливается. Вообще нельзя
останавливаться. И на этом мы имели определенные проблемы, которые
начались после того, как, возвращаясь на направление, попали в большой
ров, сильно ударились, но не застряли, выскочили наверх и уже наверху
нам не хватило хода подняться на совсем небольшой уклон. Засели, начали
откапываться, тут подъехал Антон, фал был размотан, он нас выдернул.
Мы какое-то время еще пытались приспособиться к этим пескам, но стало
понятно, что нам правильнее держаться за 401, мы пошли по его следам.
Но еще раз хочу сказать, что песок очень сложный и, хотя дюны по 4-5-6
метров по марокканским меркам совсем скромные, проблем они
доставляют предостаточно. Видели, как 401 вытягивал казахско-
украинский экипаж 218 из воронки, где у них были все шансы остаться
очень надолго. В таком песке иногда просто невозможно подъехать к тому
месту, где был размотан трос, там не то что тащить, остановиться в этом месте невозможно, поэтому, думаю, что сегодня многом пришлось копать и
раскладывать трапы».
Роберт Аматыч, штурман экипажа 401: «Останавливались несколько
раз, у нас генератор вышел из строя, оставалось рассчитывать на то, что
аккумуляторов хватит на некоторое время для работы навигационного
оборудования. Все самое интересное началось в песках, там вся гонка и
встала. Томечек нас хорошо обошел пока мы ребятам помогали, да и сами
тоже закапывались, но и чешский грузовик не всегда с ходу брал дюны и
безошибочно ориентировался. На одной из точек WPM мы его догнали, он
сбился с курса из-за того, что подъехал к точке с другой стороны и не учел
это при дальнейшем движении. Дальше мы ехали без штурманских
приборов, аккумуляторы сели, все приборы отказали, но справились,
практически без ошибок финишировали.
Песок действительно очень вязкий и очень много ям, трудно выбирать
траекторию, постоянно приходится что-то объезжать. А Томечек молодец, в
дюнах отлично траекторию выбирал, временами со стороны выглядело,
будто легко низинками прошел. Было сегодня широкое плато, где, казалось,
сейчас просто полетим, как птицы, а машина сразу же увязает, совсем. Не
слишком приятные ощущения.»
Анатолий Танин, механик экипажа 404: «Как въехали в дюны, кругом
ямы, воронки, невозможно решить, куда ехать! Очень тяжело, ямы ужасные
совершенно. Потом темп немного снизился, стало полегче. Самое низкое
давление в шинах было 1 атмосфера, по двадцать сантиметров вперед-
назад раз десять качнешься и потихоньку выезжаешь, при движении
временами 1,8 держали, иногда две атмосферы в шинах. Очень трудно
быстро почувствовать момент, когда надо давление менять: то бугор, то
яма, то вроде держит песок, то проваливается. Когда по следам Антона
двинулись, то сильно веселее стало, вывел нас его экипаж.»Алмаз Хисамиев, механик экипажа 401: «Я не ожидал, что такое
вообще возможно – вязнет машина до половины колеса вообще без всяких
поводов и усилий!»
Брифинг опять задерживается – слишком много участников еще не
прибыли на бивуак. Вот так Мавритания встречает раллистов - без
разминки и без предупреждений показывает характер, заставляет думать,
принимать решения и применять теорию на практике.
Результаты этапа
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 05:22:04
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 05:27:32
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 05:36:03
403 JACINTO ELISABETE (POR) 05:38:59
402 KOVACS Miklos 05:40:56
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 09:05:45
Общий зачет
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 23:46:17
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 24:42:51
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 25:19:24
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 34:16:36
403 JACINTO ELISABETE (POR) 40:02:22
402 KOVACS Miklos 40:58:54
7 января. Этап восьмой. Изматывающий и опасный.
Бивуак, где ассистанс провел сегодняшний день в ожидании экипажей,
расположился в одном из самых благодатных в Мавритании мест: в этой
области находится 27 оазисов, которые по площади составляют 22% всех
оазисов страны. Кроме того, здесь же находится монолит Бен Амира,
третий в мире по величине и местные пейзажи выглядят, действительно,
монументально и сурово. Песок, камни, галька и верблюжья колючка. Все
прошли сегодня спортсмены и испытание было непростым.
Уже вчера немалое количество экипажей вернулось очень поздно с
трассы, сегодня в середине дня вертолет привез на бивуак пострадавших –
мотоциклиста и экипаж еще вчера занимавший четвертую строку в
классификации, прыгнувший с дюны, затем пришло известие о том, что на
трассу выдвинулась техничка Томечека, наши экипажи тоже отзывались о
спецучастке единодушно.
Антон Шибалов, пилот экипажа 401: «Из прошедших дней этот этап
показался мне самым изматывающим. Сначала были пески довольно
непростые, но проходимые, затем в определенный момент мы сумели
оценить ситуацию и объехать опасный участок, там была серьезная
воронка, я вышел специально посмотреть, куда дальше можно ехать,
поднялся на одну дюну, на вторую и увидев зелень, решил, что значит там
есть на что опереться машине, нет таких пухлых дюн. Двинулись в объезд, к
нам присоединились несколько джипов. Так, колонной, мы вернулись в
дюны, но уже не такие сложные. Где-то садились, выезжали, просто не
получилось, но вполне нормально. Можно, наверное, и короче было, и
быстрее, но мы предпочли надежность. Затем началось бездорожье курсом,
около 40 км. Сначала шли вместе с джипами, но они очень много петляли,
кочки с верблюжьей колючкой нам оказалось проще спрямить – кочки те же, но дистанция короче, между кочками мы все равно не помещались.
Средняя скорость выходила около 30 км/ч, порядка полутора часов
проходили этот кочкарник, скорости нет, время тянется. Вроде опасности не
было, но очень жесткое место. Дальше уже было полегче, жесткие дороги,
мягкие, каменистые, зацепили колесо, заменили и только тронулись, тут же
второе повредили, но менять его не стали, доехали до финиша на
пробитом»
Антон Григоров, пилот экипажа 212, который сегодня бил все
скоростные рекорды и потерял в пути крыло своего автомобиля: «Мы
КАМАЗы видели практически всю дорогу. В одном месте мы
присоединились к нашим, потом целым караваном шли, вертолет всю
дорогу снимал это шоу! Кочкарник был жуткий, кочки размером с
небольшую палатку, все мозги вытрясли. А там, где после наводнения по
широким ступеням-террасам шли, то следов КАМАЗа не видели по 10
метров – это они 10 метров летели после каждой ступеньки! Когда на
прямики вышли, решили, что если больше 150 км/ч держать, то отличное
время покажем. Фантастические скорости были 150, 179, 186!»
Анастасия Нифонтова, в одиночку покоряющая многокилометровые
допы, про которую Элизабет Жасинту сказала, что она уникальная гонщица:
«Вроде мотоциклисты могут между кочек проехать, но свою дозу
трудностей каждый получил. Всю дорогу сегодня на ногах проехала, спина
чуть не отвалилась. Меня сегодня в кои-то веки не догнали КАМАЗы до
финиша. Как-то одиноко мне показалось. Да еще вчера что-то со мной
случилось, я доездку от финиша до бивуака не вклеила, въезжаю в
населенный пункт, и понимаю, что не знаю, куда ехать!»
Марис Сауканс, штурман экипажа 212, самый добрый и ответственный
человек на гонке, который никого не оставит без помощи: «Кочки полтора
часа! Мы скачем, скачем, скачем, скачем, думаем, КАМАЗам тоже непросто
придется, а они напрямую рванули. На КАМАЗы приятно смотреть, они умно
едут, в этом их главное отличие.»Александр Куприянов, штурман экипажа 404: «Сегодня мы
чувствовали себя на удивление спокойно. К 52 километру мы уже догнали
Томечека, как раз перед заходом в дюны. Сначала порядка 10 километров
не очень сложные дюны, шли курсом, потом начались тяжелые пески. Дюны
сегодня были направлены в разные стороны, асимметричные, совсем
неожиданно обрыв мог возникнуть с любой стороны, воронки очень крутые
и узкие, если в такую попасть, то выбраться будет невозможно. Выход из
дюн был в «астраханский» кочкарник. Эти 38 километров «по Луне» вроде и
не опасные, но очень изнуряющие. Острова, заросшие травой, очень близко
друг к другу расположенные и высокие, КАМАЗу очень там тяжело.
Постоянно эти шишки под колесом, то под передним, то под задним и так
долго! Эти 38 км мы двигались около полутора часов. Вообще спецучасток
сегодня интересный, разнообразный, и ходовые дорожки есть, и дюны, и
посложнее, и полегче, и длинные дистанции перемежаются с короткими
привязками и важно ничего не прозевать. Пилоты получили сегодня по
полной. Это не только физически, это еще и эмоционально очень
выматывает.»
Томечеку сегодня не повезло, в дюнах он разбортировал два правых
колеса и не мог поднять машину, потерял в результате 3,5 часа. Лидируют в
абсолютном зачете багги, которые имеют явное преимущество перед
джипами в мавританских песках: они легче и подвеска имеет ход почти
вдвое больший, что сегодня было принципиально. Завтра спецучасток
будет короче почти на семьдесят километров (366 км), но знающие люди
опять обещают непростой денек.
Результаты этапа
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 05:36:33
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 05:47:36
403 JACINTO ELISABETE (POR) 07:05:45
402 KOVACS Miklos 07:16:18
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 08:37:12
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 08:56:00
Общий зачет
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 29:33:53
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 30:55:57
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 33:20:03
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 45:12:36
403 JACINTO ELISABETE (POR) 47:08:07
402 KOVACS Miklos 48:15:12
8 января. Этап девятый. Продолжаем движение.
Мороз и солнце. Ночью все опять замерзли, доверчиво поверив, что в
Африке тепло, а все прежние холода померещились, зато утром было
совсем чистое небо и мы впервые увидели солнце в Мавритании.
Откровенно говоря, уже появились мысли о том, что солнца на чистом небе
в январе здесь не бывает – или пылевая завеса, или пасмурно, но пыли
больше. Первая контрольная точка находилась на пересечении с трассой
сервисных автомобилей, но мы не успели увидеть своих, по номерам
подъезжающих машин с сожалением определили, что наши уже миновали
это СР.
Алмаз Хисамиев, механик экипажа 401: «Сегодня с утра было очень
ветрено, казалось, что встречный ветер тормозит машину. Пыли было
много, и правее берешь - пыль, и левее – пыль, и никак не оседает.
Машина впереди совсем далеко, а пыль, вот она, прямо перед тобой.
Только перед финишем пыль в сторону стало сдувать. Грузовики кучно
сегодня шли, прямо один за одним. Подъем в одном месте был очень
крутой, вертолет прямо напротив нас завис, видно было видеооператора,
фотографа. Зелени сегодня было много, колючек. Колючки очень крепкие,
колесо вполне могут пробить, не радикально, конечно, но подтравливать
будет. Переметы в дюнах были очень опасные: пологие с подветренной
стороны, потом неожиданно обрыв вертикальный. Тягуны – песчаные
дороги - длинные, плавные, извилистые. Колеса сегодня сберегли, хотя
каменистые участки были устрашающие: камни будто закопченные или
обугленные, видимо, вулканического происхождения, острые, жесткие,
будто расколотые, скалы черные с песчаными наметами и мы прямо
посреди этого величия. Места красивые очень проезжали, огромные гладкие булыжники, спускающиеся ступенями, бликующие на солнце.
Редкие по красоте места!»
Сергей Куприянов, пилот экипажа 404: «Очень красивый был
спецучасток. Много было движения по песчаным руслам, которые выходили
в большой каменистый каньон, очень красиво. В целом прошли нормально,
в одном месте оказалось узковато, в проходе между большими камнями мы
не вписались и повредили реборду диска, но колесо не пробили и менять не
стали. Затем проходили дюны, и на спуске с одной из дюн выход оказался
неровным: справа плоско, а слева яма. Мы в эту яму ткнулись левой
стороной и сломали стабилизатор, остановились его открутить, чтобы он
ничего не размолотил, потеряли на этом 8-10 минут. За это время мимо нас
проехали Томечек и Жасинту, но мы закончили ремонт и вновь
приблизились к ним. Физически мы прошли финишный створ первыми, но
потери времени не прошли даром. Мы считаем, что результат достойный,
конкуренты серьезные, Жасинту очень быстро шла перед финишем, ее
очень трудно было опередить, Томечек ориентируется отлично и пески
проходит очень успешно, только вчера ему не повезло, но от этого никто не
застрахован.
Наша машина экспериментальная, мы к ней прислушиваемся,
анализируем все характеристики, нам это очень важно. Заправляемся мы
два раза каждый день: сначала дизельное топливо, объем которого
рассчитываем исходя из условий спецучастка, а затем заправляем газ по
полной. Топлива меньше, чем у Антона заливаем процентов на тридцать. В
песке мы постоянно идем на газе и нам сложно сравнивать, а позавчера
включили газ на лиазоне и сразу почувствовали, насколько машина
разгоняется быстрее, потому что на лиазоне турбина еще не работает,
обороты небольшие и прямо с низких оборотов она выстреливает. В целом,
я считаю, что эффект есть и очень неплохой.»Сергей Геннадьевич Савостин: «Экипажи проехали грамотно,
выполняя все установки, темп держали достаточно высокий, при этом не
рискуя. Результат этапа несколько ниже ожидаемого, но это связано с
поломкой стабилизатора, экипажи останавливались и, согласно нашей
тактике, совместно занимались ремонтом, время потеряли оба экипажа, но
гораздо меньше, нежели потерял бы один экипаж. Дальше мы также
планируем придерживаться этой тактики. Проехав сегодня часть допа без
стабилизатора, решили завтра ехать также без него, это взвешенное
решение. Я в этом ничего плохого не вижу, Сергей до сих пор ехал со
стабилизатором, привык к нему, но этих 100 километров, которые они
проехали без него, вполне достаточно, чтобы ощутить разницу и решить
этот вопрос осознанно. Что касается газодизельного грузовика, то можно с
уверенностью сказать: сами по себе газодизельные моторы в гражданской
жизни это, бесспорно, хорошо, и в спорте точно применимо, что
подтверждает наш опыт.»
Результаты этапа
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 04:26:51
403 JACINTO ELISABETE (POR) 04:31:27
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 04:40:42
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 04:41:09
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 07:01:28
Общий зачет
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 34:15:02
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 35:36:39
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 37:46:54
403 JACINTO ELISABETE (POR) 51:39:34
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 52:13:04
402 KOVACS Miklos 67:24:12
8 января

Этап девятый. Продолжаем движение.
Мороз и солнце. Ночью все опять замерзли, доверчиво поверив, что в Африке тепло, а все прежние холода померещились, зато утром было совсем чистое небо и мы впервые увидели солнце в Мавритании. Откровенно говоря, уже появились мысли о том, что солнца на чистом небе в январе здесь не бывает – или пылевая завеса, или пасмурно, но пыли больше. Первая контрольная точка находилась на пересечении с трассой сервисных автомобилей, но мы не успели увидеть своих, по номерам подъезжающих машин с сожалением определили, что наши уже миновали это СР.

Алмаз Хисамиев, механик экипажа 401: «Сегодня с утра было очень ветрено, казалось, что встречный ветер тормозит машину. Пыли было много, и правее берешь - пыль, и левее – пыль, и никак не оседает. Машина впереди совсем далеко, а пыль, вот она, прямо перед тобой. Только перед финишем пыль в сторону стало сдувать. Грузовики кучно сегодня шли, прямо один за одним. Подъем в одном месте был очень крутой, вертолет прямо напротив нас завис, видно было видеооператора, фотографа. Зелени сегодня было много, колючек. Колючки очень крепкие, колесо вполне могут пробить, не радикально, конечно, но подтравливать будет. Переметы в дюнах были очень опасные: пологие с подветренной стороны, потом неожиданно обрыв вертикальный. Тягуны – песчаные дороги - длинные, плавные, извилистые. Колеса сегодня сберегли, хотя каменистые участки были устрашающие: камни будто закопченные или обугленные, видимо, вулканического происхождения, острые, жесткие, будто расколотые, скалы черные с песчаными наметами и мы прямо посреди этого величия. Места красивые очень проезжали, огромные гладкие булыжники, спускающиеся ступенями, бликующие на солнце. Редкие по красоте места!»

Сергей Куприянов, пилот экипажа 404: «Очень красивый был спецучасток. Много было движения по песчаным руслам, которые выходили в большой каменистый каньон, очень красиво. В целом прошли нормально, в одном месте оказалось узковато, в проходе между большими камнями мы не вписались и повредили реборду диска, но колесо не пробили и менять не стали. Затем проходили дюны, и на спуске с одной из дюн выход оказался неровным: справа плоско, а слева яма. Мы в эту яму ткнулись левой стороной и сломали стабилизатор, остановились его открутить, чтобы он ничего не размолотил, потеряли на этом 8-10 минут. За это время мимо нас проехали Томечек и Жасинту, но мы закончили ремонт и вновь приблизились к ним. Физически мы прошли финишный створ первыми, но потери времени не прошли даром. Мы считаем, что результат достойный, конкуренты серьезные, Жасинту очень быстро шла перед финишем, ее очень трудно было опередить, Томечек ориентируется отлично и пески проходит очень успешно, только вчера ему не повезло, но от этого никто не застрахован.

Наша машина экспериментальная, мы к ней прислушиваемся, анализируем все характеристики, нам это очень важно. Заправляемся мы два раза каждый день: сначала дизельное топливо, объем которого рассчитываем исходя из условий спецучастка, а затем заправляем газ по полной. Топлива меньше, чем у Антона заливаем процентов на тридцать. В песке мы постоянно идем на газе и нам сложно сравнивать, а позавчера включили газ на лиазоне и сразу почувствовали, насколько машина разгоняется быстрее, потому что на лиазоне турбина еще не работает, обороты небольшие и прямо с низких оборотов она выстреливает. В целом, я считаю, что эффект есть и очень неплохой.»

Сергей Геннадьевич Савостин: «Экипажи проехали грамотно, выполняя все установки, темп держали достаточно высокий, при этом не рискуя. Результат этапа несколько ниже ожидаемого, но это связано с поломкой стабилизатора, экипажи останавливались и, согласно нашей тактике, совместно занимались ремонтом, время потеряли оба экипажа, но гораздо меньше, нежели потерял бы один экипаж. Дальше мы также планируем придерживаться этой тактики. Проехав сегодня часть допа без стабилизатора, решили завтра ехать также без него, это взвешенное решение. Я в этом ничего плохого не вижу, Сергей до сих пор ехал со стабилизатором, привык к нему, но этих 100 километров, которые они проехали без него, вполне достаточно, чтобы ощутить разницу и решить этот вопрос осознанно. Что касается газодизельного грузовика, то можно с уверенностью сказать: сами по себе газодизельные моторы в гражданской жизни это, бесспорно, хорошо, и в спорте точно применимо, что подтверждает наш опыт.»

Результаты этапа
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 04:26:51
403 JACINTO ELISABETE (POR) 04:31:27
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 04:40:42
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 04:41:09
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 07:01:28

Общий зачет
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 34:15:02
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 35:36:39
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 37:46:54
403 JACINTO ELISABETE (POR) 51:39:34
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 52:13:04
402 KOVACS Miklos 67:24:12

9 января. 10 этап. Испытания продолжаются.
Сегодняшний день подготовил испытания и для ассистанс, на подъезде к бивуаку Туэла, закопался газозаправщик. Операция по спасению попала в категорию «очевидное – невероятное». Поверить, что этот грузовик можно вытащить, было трудно, но при этом точно известно, что так и будет. Колеса закапывались все сильнее, траншеи под ними становились все глубже, достали трапы, поменяли трос на более длинный и вот, пожалуйста, все на бивуаке в полном составе.

ПРИБЫЛИ машины. У газомоторного травит колесо, 401-му надо поменять масляный поддон, появилась трещина, из которой капает масло.

Александр Куприянов, штурман экипажа 404: «Дюны, о которых организаторы говорили «кафедральные, грандиозные» мы себе представляли выше, чем они были на самом деле. Когда готовишься к сложностям, настраиваешься, что трудно будет, то как-то потом меньше впечатляешься. Они действительно сложные - и песок вязкий, и воронки, в одной из которых и мы покопались. Сегодня пески по трассе чередовались, думаю, что джипистам там очень трудно было: останавливаются, сдуваются, проезжают, накачиваются и опять по кругу. Дюны, растительность, «астраханский шашлык» (Прим. У «астраханского шашлыка» странная этимология – он произошел от слова «шишки»), потом опять дюны, по последним мы уже в числе первых шли, там была возможность и покопаться, и заблудиться. Томечек там неудачно в воронку въехал, скрестил мосты и много времени провел. Потом было плато, где по максимуму двигались. Перед финишем ландшафт интересный, мы долго глаза протирали – будто снег выпал, такой песок белый- белый! Да еще отсвечивает, бликует, и скользит. Машина ведет себя точно, как на снегу! Когда курсом пришлось идти 114 км, это было жесткое плато с отдельными песчаными барханами, извилистая дорога между ними и очень сильный ветер, мело так, что совершенно ничего видно не было. Курс оказалось сложно поддерживать. Привязки длинные, неявные: кругом бугры и еще бугор, попробуй, определи нужный. Да еще постоянно объезжаешь эти бугры-барханы, курс меняется, мы там сделали попытку уехать не туда, но вовремя спохватились. Не очень много времени потеряли. Колесо повредили, сначала косились на манометр, но Толик молчит, подзабыли, а на финише Сергей открывает дверь, слышим - шипит, прилично так шипит. Но до бивуака доехали без замены».

Анатолий Танин, механик экипажа 404: «На полпути каменистая трасса пошла, чувствую колесо повредили, подкачиваю, подкачиваю, так на подкачке и финишировали. Оказалось, поймали небольшой сучок, полый внутри и из отверстия вырывался горячий воздух, как из трубки. А за 20 км до финиша место было – настоящая Астрахань! Мы будто к себе домой попали! Не зря проходят у нас тренировки в таких местах. Хотя нельзя сказать, что в Астрахани самые сложные кочкарники, вот позавчера такие места были, что Астрахань сказкой покажется!»

Анастасия Нифонтова, единственная девушка в зачете мотоциклов, ее конкурентка-англичанка сошла еще после третьего этапа: «Вот только я стала привыкать, а тут и гонка к концу подходит. Сегодня наших ребят увидела на СР3, обрадовалась, руками замахала, мотоцикл уронила. Они гудят мне. Я покопалась сегодня раз шесть. Этот песок не разберешь, едешь, едешь, вдруг, раз и провалилась! Наверное, в дюнах еще внутреннее строение есть, пустоты какие-то, менее плотные участки, потому что мотоцикл просто наполовину уходит в песок. Парни быстро поднимают свою технику, а мне один-два раза нормально, потом очень тяжело. Каждый раз перед стартом я думаю, поеду сегодня спокойно, без надрыва, но азарт не дает – а-а-а, давай! Два дня назад у меня случился кризис, когда очень трудно было, ребята говорят, что это бывает обычно на третий-четвертый день, но вот у меня затянулось. Меня накрыло этим кризисом, я почувствовала, что внимание сконцентрировать плохо удается, заставляла себя не ехать быстро, чтобы успевать реагировать. Сегодня у меня был замечательный опыт навигации, я решила, что буду ориентироваться сама, не хотелось ехать по следам, и в какой-то момент подумала, что погорячилась и, наверное, совсем заблудилась. Постояла, поразмышляла, но ведь нужно двигаться. Поехала. Вдруг раз – стрелочка включилась! Ура, все правильно! Заметила, что начала сама с собой спорить – туда-не туда, у автомобилистов для этого штурман есть, а я - два в одном. В бытовом плане я автономна, живу в техничке, душ тоже есть свой, в палатке лишь один раз спала, но только устроилась, как включили три генератора, грохот, шум и так на полночи. В начале гонки хотелось ускорить процесс приближения к Розовому озеру, а сейчас чувствую: как-то жалко, что все заканчивается.»

Анастасия Нифонтова сегодня пятая на этапе, и седьмая в генеральном зачете. Лишних 80 км проехал экипаж Антона Григорова, плутали, искали ориентиры, в результате опустились на 8 позиций по результатам СУ, в общей турнирной таблице их седьмое место стало восьмым.

Ну и под завязку об экипаже 401. Они вызывают реальное уважение сдержанностью и умением вести командную игру непринужденно и красиво. Организаторы называют экипаж Антона Шибалова достопримечательностью гонки Африка Эко рейс.

Михаил Григорьевич Мясоедов, специалист по двигателям, сказал, что оба экипажа ведут гонку аккуратно, ремонт если и привозят, то незначительный, хорошо справляются, грамотно.

Завтра завершающий скоростной участок, который идет в зачет, затем лиазон 285 км, который включает в себя пересечение границы Мавритании с Сенегалом. Сразу после прибытия на бивуак машины отправятся в Закрытый парк для окончательных проверок.
Результаты этапа
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 04:03:21
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 04:04:54
403 JACINTO ELISABETE (POR) 04:34:06
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 04:46:26
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 08:33:00

Общий зачет
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 38:18:23
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 39:41:33
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 42:33:20
403 JACINTO ELISABETE (POR) 56:13:40
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 62:46:04
402 KOVACS Miklos 85:57:12
10 января. 11 этап. Пусть все получится!
Вот и подходит к концу приключение – ралли «Африка Эко рейс-
2015». Спортивная часть завершена.
Антон Шибалов, пилот экипажа 401: «Спецучасток трудно назвать
простым, но он был все-таки попроще всех предыдущих. Организаторы
постарались, и пески были практически до последнего километра. Я могу с
уверенностью сказать, в этом году гонка была гораздо сложнее, тяжелее,
причем отмечают это участники всех категорий. Очень трудные пески,
невероятное совершенно бездорожье. Был этап, когда мы думали, что
машины попроще вообще не доберутся до финиша. Настоящее испытание
для людей и техники. Если ты добрался до финиша, то ты точно что-то
можешь в жизни. Недавно еще думали: вот бы еще три дня продержаться, а
сейчас пока нет ощущения, что гонка закончилась, думаю, что дней через
несколько придет сожаление о том, что все завершилось. Это уникальный
опыт, переход на следующую ступень. Наши соперники, безусловно,
вызывают уважение, это сильные гонщики, настоящие, очень опытные.
Наш второй экипаж очень успешно справился со своей первой масштабной
гонкой. Такой результат не дается просто так. Отличный результат!»
Сергей Куприянов, пилот экипажа 404: «Усталость накатила на
лиазоне. Так бывает, когда что-то заканчивается важное, пока в процессе,
то не замечаешь усталости, а потом резко накатывает и сейчас как раз
такой момент. Мы очень довольны результатом, все получилось по верхней
планке ожиданий. Мы ехали очень быстро, и старались при этом сохранить
уровень надежности. Теперь надо переосмыслить все, что происходило в
последние дни. Такая гонка – это как еще одна прожитая жизнь,
параллельная с основной, за что я, собственно, и люблю ралли-рейды.
Каждая большая гонка – отдельная жизнь. Вот так.»За время гонки экипажи преодолели 6837 км, из которых скоростные
участки составили 3430 км. Ассистанс прошел 6112 км. Встречая и
провожая, стартуя и финишируя, помогая и ремонтируясь, выслушивая
рекомендации и принимая решения – 18 дней плотно наполненные
событиями. Спецучасток наши грузовики прошли ровно, уверенно. Мы
долго ждали их на лиазоне и вместе направились к следующему бивуаку.
Казалось, что на сегодня значимых событий больше не произойдет. Но
гонка, она до прибытия домой гонка. Совсем недалеко от Сенегала на узкой
дороге скопились машины: ребята из Казахстана умудрились засадить свою
тяжелую техничку в подсохшую сверху трясину. Такое замечательное
место, где дорога узкая, а с двух сторон во время прилива вода
поднимается, во время отлива – уходит и почва сверху подсыхает, ходить
можно, полная иллюзия твердой почвы, а на самом деле под тонким сухим
слоем трясина. К моменту, когда подъехала наша машина, уже начались
спасательные работы, но одного грузовика 510 чешской команды
OffRoadSport было точно мало для того, чтобы в таких стесненных
дорожных условиях уверенно поставить на дорогу большой грузовик. Кто
еще имеет такой опыт по вызволению грузовиков из ловушек, как не
«КАМАЗ-мастер»? В спасательной операции, которая заняла не более
получаса, приняли участие три грузовика ассистанс 510, 515 и 525. В
результате общих международных усилий машина на дороге, тросы
свернуты, журналисты довольны. Такая вот история. Бонус за хорошее
поведение.
Экипажи команды выполнили задачу максимум, но расслабляться
нельзя: история ралли-марафонов полна поучительными историями, когда
последний десяток километров не позволял спортсменам занять место на
подиуме. Поэтому, несмотря на то, что спортивная классификация будет
опубликована сегодня, пожелаем ребятам удачи на пути к подиуму.
ИТОГИ 11-ГО ЭТАПА. ГРУЗОВОЙ ЗАЧЕТ
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 02:42:16
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 02:43:55
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 02:50:24
403 JACINTO ELISABETE (POR) 02:50:42
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 03:37:01
ГЕНЕРАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОСЛЕ 11-ГО ЭТАПА
401 SHIBALOV ANTON (RUS) 41:02:18
404 KUPRIANOV SERGEY (RUS) 42:23:49
400 TOMECEK TOMAS (RTC) 45:23:44
403 JACINTO ELISABETE (POR) 59:04:22
408 DOMOWNIK PIOTR (POL) 66:23:05
Пресс- релиз команды "КАМАЗ-мастер"

Яндекс.Метрика