Где чинить микроавтобус

В прошлом номере нашего журнала мы прикоснулись к теме эксплуатации и ремонта легкой коммерческой техники («Три «А» Смарт - чтобы микроавтобусы были в порядке. Или взгляд на сервис европейской LCV-техники изнутри», журнал «Трак&Сервис», №1, 2011 г.).

Где чинить микроавтобус

16435_1

Именно что прикоснулись. Чтобы основательно и глубоко разобраться в структурах рынка LCV-автомобилей, наверное, не хватит формата не только нашего журнала, но и нескольких подобных изданий вместе. Тематика эта настолько обширна, что сам рынок следует уже выделять в отдельный сегмент бизнеса перевозок и услуг коммерческого транспорта. В общем, так оно уже и есть на самом деле, вот только публикаций на тему проблем легкого коммерческого транспорта за последние пять лет (до и после кризиса) не так много, как того хотелось. В основном это статьи по эксплуатации, тесты и презентации.

Проблему сервисной поддержки малотоннажного коммерческого транспорта в России в 2007-2009 гг. затрагивали специалисты популярного автомобильного издания - журнала «Авто Парк». Вот несколько выдержек из публикаций: «Общую тенденцию выделения коммерческого направления в отдельную структуру можно показать на примере Ford Motor Co., создающей отдельные дилерские центры для продажи и обслуживания коммерческих автомобилей (к сожалению, эта инициатива, вероятно, подверглась корректировке в связи с кризисом. - Прим. ред.) Реализация проекта была разделена на два этапа. На начальной стадии специализированные дилеры в уже существующем салоне организовывают отдельную площадь в выставочном зале для демонстрации коммерческих автомобилей и отдельную сервисную зону. Также они обеспечивают обучение персонала, который будет работать только по этому направлению. На втором этапе предполагается строительство независимых автомобильных центров с выставочным залом и сервисной зоной. Дилер должен организовать круглосуточный прием автомобилей в ремонт, предоставление подменного автомобиля на время обслуживания, оказание экстренной помощи на дорогах и иметь необходимый ассортимент запчастей на складе. В перечне необходимых условий также наличие организованных парковок для покупателей и клиентов сервиса» (ж. «Авто Парк», 2009 г.).

Почему мы приводим выдержки из «Авто Парка»? Во-первых, потому что мы полностью солидарны с выбранными отрывками из статей наших коллег, но, самое главное, несмотря на временные и тематические отличия, проблемы, затронутые в них, актуальны и не разрешены еще до сих пор. Это согласуется с темой предыдущей нашей статьи, где мы показали на примере сервисного центра «ААА Смарт» многие преимущества специализированного подхода к ремонту и обслуживанию европейской техники LCV.

Анализ рынка LCV-техники проводится ежегодно крупнейшими маркетинговыми аналитическими агентствами и доступны всем заинтересованным специалистам. Но вопросы рынка сервисных услуг остаются малоизученными. И влияние этого сегмента рынка на стоимость владения легкой коммерческой техникой, ее отражение на стоимости перевозок, зависимость от рынка запасных частей, времени простоя в ремонтной зоне и развития сети специализированных станций ТО - все это оставлено для освоения самими владельцами как транспортных средств, так и ремонтных центров. А как говорит опыт этих взаимоотношений, зачастую они искусственно ставятся в позицию антагонистов рынка. К тому же, рынок коммерческого транспорта в России ошибочно оценивается с точки зрения проблем тяжелого грузового транспорта, между тем как реальное значение в экономике страны рынка услуг перевозчиков легких грузовиков, с учетом пассажирских перевозок, будет весьма внушительным.

Один из основных критериев эффективности сервисной поддержки - доступность услуг. Владельцы коммерческих автомобилей - это, как правило, корпоративные бизнес-клиенты, для которых каждый час, проведенный на сервисе, - потерянная прибыль. Особо высокие требования предъявляются к качеству и скорости техобслуживания. Появление и увеличение очередей из коммерческих автомобилей на станциях, специализирующихся на обслуживании частных клиентов, - вещь недопустимая. Кстати, качество и сроки обслуживания могут заставить потенциального покупателя пересмотреть свои предпочтения относительно той или иной марки («Авто Парк», 2009 г.)

С таким утверждением трудно не согласиться. Но вот появляется некоторое скрытое противоречие, которое мы находим далее: «Сегодня ситуация в целом характеризуется совмещением продажи и обслуживания легковых и коммерческих автомобилей в одном дилерском центре. Авторизованные дилеры крупных иностранных компаний, специализирующиеся на легковых автомобилях, имеют право продаж и сервисные возможности для работы с легкими коммерческими автомобилями. Использование этих возможностей положительно сказывается на полноценной загрузке производственных мощностей сервисных станций, а также на увеличении объема продаж запчастей и сопутствующих материалов». («Авто Парк», 2009 г.)

Далее в статье рассматривается возможность выделения рынка сервисных услуг LCV-техники в отдельное специализированное подразделение коммерческого транспорта и даются рекомендации дилерским станциям ТО и производителям техники сделать сети таких центров. Но насколько заинтересован производитель техники дополнительно тратиться на организацию подобных сервисов? По всем законам маркетинга и экономики для него это обременительно и сомнительно относительно прибыли в перспективе отдаленного бедующего. Создание отдельной структуры подразумевает специальное оборудование, отдельное обучение персонала и организацию склада и логистики запчастей. К тому же, дилерские подразделения, как правило, не свободны в выборе моделей машин, которые они бы хотели обслуживать, и в выборе поставщиков комплектующих. В настоящее время можно говорить о двух дальнейших путях развития сервиса коммерческого транспорта. Первое приоритетное направление - это существование в рамках обособленной структуры одного дилерского центра. Но к нему прилагаются и проблемы, связанные с дорогостоящим оборудованием, с дорогими оригинальными комплектующими, с обязательством обслуживать машины производителя либо легкового класса, либо тяжелые грузовики. Это проблема с инструментом и оборудованием, которое изначально ориентировано или на легковой транспорт, а значит меньшую мощность, или на магистральные тягачи, где силы совсем другого порядка. Второй путь развития - создание специализированных, полностью автономных дилерских центров коммерческих автомобилей.

Именно вторым путем пошли создатели сервисного центра компании «ААА Смарт». На сегодня компания увеличивает свои производственные территории, расширяет склад запчастей. В отличие от дилерского центра, компания может себе позволить самостоятельно выбирать марки автомобилей, которые берет на обслуживание. Сами решают и проблемы поставок и логистики склада запчастей. Кроме того, укомплектованы инструментом и оборудованием, наиболее подходящим для нужд обслуживания техники LCV. Таким образом, в компании есть возможность гибко выстраивать свою политику в зависимости от платежеспособности и прочих возможностей клиентов. Все эти факты дают основания утверждать, что ремонт будет произведен надежно, качественно и, что самое главное, разумно быстро.

На фоне развития рынка LCV- техники такой опыт может показаться не только интересным, но и очень целесообразным.

В 2009 г. российский рынок LCV развивался в условиях мирового финансового кризиса. Сокращение продаж LCV в РФ в 2009 г. составило 49 %, импорт новой техники сократился на 84,2 %, ввоз подержанной - на 78,3 %, производство в России - на 63,8 %.

Главным образом российский рынок LCV поддерживался за счет иностранных марок, произведенных в России. В результате доля иномарок в структуре производства LCV в России выросла с 7,2 % в 2008 г. до 17,6 % в 2009 г. Данный рост был обеспечен увеличением выпуска автомобилей Fiat Ducato в 2009 г. на 60,2 %.

Следует также заметить, что другие участники российского рынка LCV, не имеющие собственного производства коммерческой техники в РФ, в 2009-2010 гг. особое внимание уделяли стимуляции продаж. С заметным дисконтом распродавалась техника 2008-2009 годов выпуска, вводились специальные кредитные и лизинговые программы.

Большое влияние на активность автопроизводителей, имеющих производство в России, оказала государственная поддержка. Наиболее стабильная ситуация сложилась именно у тех предприятий, чья техника была включена в списки госзакупок: Sollers (Fiat, УАЗ), ГАЗ.

16435_2

16435_3

Структура импорта легких коммерческих автомобилей, %

Центральный федеральный округ можно отнести к числу тех округов, где наряду с российскими марками (ГАЗ, УАЗ) существенную долю рынка заняли иностранные бренды (Volkswagen, Ford, Peugeot), более половины которых уже состояли на учете в ГИБДД и были оформлены на физических лиц. Кроме того, наибольшее число легких коммерческих автомобилей в Центральном федеральном округе было зарегистрировано в г. Москва - 29,1 % от общего числа регистраций в округе.

16435_4

Структура регистраций легких коммерческих автомобилей в России, по федеральным округам

16435_6

ТОП-5 марок по объему регистраций в федеральных округах РФ в 2009 г.

Восстановление экономики возвращает бизнес от задачи «удержания своих позиций» к развитию и, соответственно, к более активной инвестиционной деятельности. В бизнесе, связанном с перевозками, наблюдается постепенное восстановление спроса на автомобили сегмента LCV, при этом доминантные факторы принятия решения о выборе конкретного автомобиля еще больше сместились в рациональную плоскость. Кроме необходимых технических характеристик, большее внимание стало уделяться стоимости запасных частей и расходных материалов.

В ответ на изменяющиеся предпочтения B2B клиентов производители автомобилей делают специальные предложения, а также дорабатывают ценовую политику с целью приведения ее в соответствие с потребностями рынка.

Чтобы сравнить текущие предложения зарубежных производителей автомобилей сегмента LCV, агентство маркетинговых исследований Vector Market Research провело исследование цен на запасные части автомобилей сегмента. В качестве исследуемых автомобилей были выбраны наиболее популярные модели сегмента разных производителей: Volkswagen T4/T5, Volkswagen Multivan, Citroen Jumper, Fiat Ducato, Peugeot Boxer и Ford Transit.

Результаты исследования, проведенного среди официальных дилеров, показали, что в некоторых сегментах запасных частей и аксессуаров цены разных автопроизводителей являются достаточно схожими, в то время как в других разница является весьма существенной.

Например, стоимость идентичного набора элементов кузова, которые, как правило, оплачиваются страховыми компаниями, оказалась достаточно схожей у всех исследуемых автомобилей. При этом самые низкие цены были выявлены на запасные части для автомобилей Ford Transit, за которым следует Peugeot Boxer.

Рейтинг автомобилей по стоимости запасных частей. Элементы кузова

16435_6

(В перечень запасных частей входят: лобовое стекло, передний и задний бампер, фара, задний фонарь, переднее крыло, решетка радиатора, капот и т.д).

В сегменте расходных, которые, в отличие от кузовных, оплачиваются владельцами транспортных средств, разброс в предложениях разных производителей автомобилей значительно больше.

Рейтинг автомобилей по стоимости запасных частей. Расходные материалы

16435_7

(В перечень запасных частей входят: масляный фильтр, воздушный фильтр, топливный фильтр, щетки стеклоочистителя, фильтр салона).

Еще больший разброс выявлен в сегменте деталей износа. Здесь ценовое лидерство со значительным преимуществом принадлежит Peugeot Boxer, за которым следуют Citroen Jumper а затем - Ford Transit.

Рейтинг автомобилей по стоимости запасных частей. Детали износа

16435_8

(В перечень запасных частей входят: тормозные колодки передние, тормозные колодки задние, тормозной диск передний, сцепление в сборе, амортизатор передний, глушитель, подшипник ступицы и т.д.)

Стоимость запасных частей и аксессуаров оказывает непосредственное влияние на стоимость километра пробега, что, в свою очередь, влияет на рентабельность бизнеса. Стремление бизнеса повысить свою эффективность будет в дальнейшем еще больше обращать внимание компаний на более конкурентоспособные ценовые предложения, в то время как производители автомобилей будут вынуждены изыскивать возможности для формирования более конкурентоспособных предложений.

Как видно из всех аналитических выкладок, рынок LCV техники неуклонно развивается, набирая обороты. Растет грузооборот товаров и экономическая необходимость сервисных центров - таких, как «ААА Смарт», - становится очевидной.

В продолжение серии статей мы попытаемся проанализировать преимущество специализированного подхода к сервису и обслуживанию LCV автомобилей на примере опыта компании ООО «ААА Смарт» в организации склада запасных частей и расходных материалов и подготовке персонала профильных специалистов.

Журнал «Трак&Сервис» № 2, 2011 г.

Алан Габолаев

Яндекс.Метрика