DAF - Грузовики из страны тюльпанов

У истоков. Некогда жили в Нидерландах два брата: Хуберт Йозеф и Виллем Антоний Винсент Ван Доорне, среди друзей более известные как Хуб и Вим. Поднакопили они деньжат и купили помещение в городке Эйндховен, в котором до того размещалась пивная. Однако слабостью к голландскому пиву они не страдали, потому что были люди серьезные, и 1 апреля 1928 года открыли в этом помещении механическую мастерскую для сборки металлических шкафов, окон и лестниц.

DAF - Грузовики из страны тюльпанов

Производство разрослось и начало приносить доход, и братья решили попробовать изготавливать конные, тракторные и, наконец, автомобильные прицепы. В 1932 году фирме присвоили имя «Фабрика прицепов братьев Ван Доорне» (по-голландски «Van Doorne,s Aanhangwagenfabriek», а сокращенно «DAF»). В 1934 году компания уже строила одноосные автомобильные полуприцепы с четырьмя задними колесами, установленными попарно на поперечных рессорах. В 1936-м занялась переделкой легковых и двухосных грузовых автомобилей на трехосные с колесной формулой 6х4, заменяя обычный задний мост на двухосную тележку «Традо», получившую свое название от фамилий инженера Фон Дер Траппена и братьев Ван Доорне. Так появился первый автомобиль ДАФ - армейская амфибия МС-139 с абсолютно симметричной формой передней и задней частей, центральным расположением двигателя и всеми ведущими и управляемыми колесами.

15265_2

1939 Diamond with semi-trailer DAF

Проект первого грузового автомобиля ДАФ начали разрабатывать еще в 1940 году, но только через восемь лет он смог воплотиться в две опытные бескапотные машины DT-5 и DT-10, грузоподъемностью 5 и 10 тонн, приводом на передние колеса, низкой рамой и обтекаемой кабиной с четырехсекционным лобовым стеклом. В 1949 году началось производство этих грузовиков, но с более скромной кабиной, установленной над двигателем «Розет», а через четыре года компания представила семейство, состоящее из четырех базовых моделей грузоподъемностью от 3 до 6 тонн с четырех- и шестицилиндровыми силовыми агрегатами американской фирмы «Геркулес», как бензиновыми, так и дизельными. Их рабочий объем составлял 4,0-4,9 литров, а мощность от 83 до 109 л.с.

15265_3

1948 DAF DT-5 Prototype

По особому заказу можно было иметь английские двигатели «Перкинс» мощностью 70-83 л.с. В зависимости от типа мотора автомобили получили обозначения А-30, А-40, А-50 и D-50, A-60, D-60. Машины имели четырехскоростную коробку передач, сварную штампованную раму из высококачественной стали и гидравлический привод тормозов. Колесные базы разнились от 2650 до 4900 мм. В следующем году в производственной программе появились однотонные фургоны Ф-10 с колесной базой в 2400 мм и 2,2-литровым бензиновым двигателем «Геркулес», развивавшим 46 л.с., который комплектовался трехскоростной коробкой передач. Небольшими партиями строились однотонные капотные пикапы А-107 и А-117.

15265_4

1950 K-50 with semi-trailer van HD-10

Успех этих автомобилей в Голландии и соседних странах позволил увеличить их производство со 150 в 1949 году до 3100 в 1954-м. Кроме того, компания начинает осваивать выпуск специальных автобусных шасси, а с 1953 года производственные площади предприятия существенно расширяются. 1955 год стал началом производства новых серий 1100, 1300 и 1500 грузоподъемностью 5,6 и 7 тонн, полной массой 8,4-11 тонн. Все машины комплектовались дизельными двигателями английской компании «Лейланд» рабочим объемом 5750 куб. см и мощностью 105 л.с. После окончания строительства моторного корпуса в Эйндховене компания налаживает выпуск по лицензии английских дизелей «0350», получивших в Голландии обозначение «DD-575», с установленной мощностью 120 л.с. Ими комплектуются новые серии 1600 и 1800 полной массой 12-14 тонн. С конца пятидесятых годов фирма также выпускает собственный бензиновый двигатель ВВ475 мощностью 155 л.с.

15265_5

1957-1966 T-15

Собственная конструкция

1957 год ознаменовался полностью разработанной на «ДАФе» серией капотных грузовиков. Первоначально она состояла из двух базовых моделей А12 и А15 грузоподъемностью 4,5-7 тонн с двигателями «Геркулес», «Перкинс» или «Лейланд» (по выбору покупателя). Семейство оказалось долгожителем и выпускалось до 1970 года, позднее в него влились новые варианты А13, А16 и А18. Общепризнанно, что именно эта гамма грузовиков создала характерный облик ранних ДАФов с округлыми боковинами капота и своеобразным навесом над облицовкой радиатора. Этот новый фирменный элемент внешнего оформления перекочевал в 1957 году и на новую бескапотную серию А2000 и А3000 грузоподъемностью 8-11 тонн для дальних магистральных перевозок в составе автопоездов полной массой 28-32 тонны. В 1961 году на седельном тягаче AS2000DO появилась первая удлиненная кабина со спальным местом. Автомобили этой серии производились вплоть до 1967 года в исполнениях 2200, 2400 и 3200 с колесными формулами 4х2 и 6х4. Первоначально они комплектовались собственным двигателем DD575 мощностью 120 л.с., а в 1959 году этот двигатель получил турбонаддув, позволивший увеличить мощность до 165 л.с. В 1960 году появился новый дизельный двигатель DO680 мощностью 180-190 л.с., а последняя его модификация имела отдачу 220 л.с.

15265_6

1960-1964 1800 dump truck

Огромное значение в становлении компании ДАФ сыграли полноприводные грузовые автомобили, выпускавшиеся в соответствии с планом Маршалла и оснащавшиеся бензиновыми двигателями «Геркулес». В пятидесятые годы эта программа включала пять базовых моделей от легкого джипа YA054 и однотонного тактического вездехода YA125 до трехтонного военного грузовика YA328, который был признан не только наиболее удачным военным грузовым автомобилем за всю историю, но и самым оригинальным из-за своей бортовой трансмиссии с червячными главными передачами, торсионной подвески и клиновидной кабины. Он послужил базисом для пожарных машин и бронетранспортеров.

Легковой ДАФ

В 1958 году аббревиатура ДАФ получила новый смысл, компания была переименована в автомобильную и стала именоваться «Ван Доорне Аутомобиль Фабрик» (Van Doorne's Automobile Fabriek). В этом же году был построен небольшой легковой автомобиль ДАФ-600, который помимо двухцилиндрового оппозитного двигателя воздушного охлаждения объемом 850 куб. см. и мощностью 22 л.с. выделялся необычной автоматической клиноременной трансмиссией «Вариоматик». В последующие годы эта машина постоянно совершенствовалась, а ее многочисленных наследников до 1980 года предлагали как пикапы и легкие фургоны. В 1967 году с использованием агрегатов легкового автомобиля ДАФ-33 с двухцилиндровым двигателем в 40 л.с. и трансмиссией «Вариоматик» началось производство миниатюрного грузовичка «Пони» полной массой 1,6 тонн. Он мог перевозить 750 кг груза и развивал скорость 70 км/час, однако выпускали его всего лишь три года.

Очередное обновление основной серии грузовых автомобилей началось в 1962 году с внедрением бескапотных машин со специфической облицовкой радиатора в форме неправильного восьмиугольника. Это семейство находилось на производстве свыше десяти лет и включало многочисленные варианты базовых моделей А1300, А1500, А1600, и А1900 с собственными бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 120-165 л.с. и шестиступенчатой коробкой передач. Более важное событие произошло в 1962 году, когда фирма представила принципиально новую бескапотную серию А2600 полной массой 16-19 тонн с вместительной и удобной кабиной, с увеличенной площадью остекления и модной в то время передней облицовкой с четырьмя фарами. Сначала основным силовым агрегатом для этой серии был дизель DP680 мощностью 220 л.с. Год спустя появилась унифицированная серия автомобилей А2300 полной массой 15,4 тонн с такой же кабиной, но с двигателем DO680 в 180 л.с.

15265_7

1965-1966 2200 DKD-450 tank

Эти автомобили получили новую сварную раму, рессорную подвеску с передними телескопическими гидравлическими амортизаторами двойного действия, а также двухконтурный пневматический привод тормозов и усилитель рулевого управления. Тогда они считались наиболее совершенными, безопасными и очень красивыми. Эти грузовики принесли компании «ДАФ» всемирное признание. Еще одним ключевым моментом в истории «ДАФа» стало приобретение в 1968 году лицензии на производство рядного шестицилиндрового дизельного двигателя «Лейланд» 680, который лег в основу наиболее популярного двигателя ДАФ серии DK1160. При этом его первоначальный литраж возрос с 11100 до 11627 куб. см, а мощность - с 165 до 230 л.с. Одновременно был разработан собственный шестицилиндровый дизель DH825 рабочим объемом 8268 куб. см. и мощностью 156 л.с.

15265_8

1962-1966 2600 tractor with semi-trailer

В начале семидесятых годов компания выпускает унифицированную гамму грузовых автомобилей «F», собиравшуюся из стандартных деталей и агрегатов и оснащенную несколькими типами кабин над двигателем, выполненных по модульному принципу. Прежние серии тоже заменяются новыми, внешне почти не отличающимися друг от друга моделями с различными техническими параметрами. Одновременно вводится новая индексация моделей, сохранившаяся и сегодня. «FA» - грузовик с бортовой платформой; «FT» - седельный тягач; «FAG», «FAT» и «FAD» - шасси 6х2, 6х4, 8х4 и вариант «FAZ» с колесной формулой 6х6. Обострение экологическим проблем привело компанию в 1971 году в так называемый «клуб четырех», в который входили фирмы «Магирус-Дейтц», «Савиэм» и «Вольво», благодаря этому в 1975-76 годах в производственной программе компании появились легкие серии F500, F700, F900 и F1100. Автомобили первых двух оснащались двигателями «Перкинс» мощностью 80 л.с., а остальные имели собственные силовые агрегаты DD575 с отдачей 105 л.с. По заказу эти машины могли комплектоваться автоматической коробкой передач. На все автомобили устанавливали совместно созданную четырьмя компаниями унифицированную новую кабину «клуб» с очень привлекательным дизайном. В 1971 году «ДАФ» начинает поставлять на рынок собственную легкую серию F1200-1400 с кабиной F198 - уменьшенной копией варианта F1600. В 1978-79 годах ее заменила созданная «клубом четырех» гамма, состоящая из моделей F1300 и F1500 полной массой 12-14 тонн с дизельным двигателем DF615 мощнотью 115 л.с. и с турбонаддувом - 153 л.с. На всех автомобилях этой гаммы устанавливались пятиступенчатые полностью синхронизированные коробки передач.

15265_9

1968-1971 2600

Для моделей средних грузовиков в семидесятых годах была создана кабина F218, внешне отличавшаяся от модели 2600 только облицовкой радиатора, встроенными в бампер прямоугольными фарами и приподнятой на 50 мм крышей. Гамма включала базовые модели F1600, F1800, F2000, F2400, F2500 и F2600 полной массой 13-16,5 тонн. С 1973 года в серийное производство пошла тяжелая серия F241, выделявшаяся широкой решеткой радиатора из черной пластмассы с четырьмя круглыми фарами. Автомобили комплектовались новыми дизельными двигателями DU825 мощностью 216 л.с., а также двигателем DK1600, в том числе новым вариантом двигателя с турбонаддувом DKT1160 мощностью 255-3-4 л.с. и синхронизированными коробками передач от 6 до 13 степеней. Внедрение в 1973 году системы промежуточного охлаждения наддуваемого воздуха на дизельном двигателе DKS1160 позволило повысить его мощность до 280-330 л.с. Однако отсутствие более мощных силовых агрегатов заставило компанию использовать на своем самом мощным и тяжелом армейском тягаче FTT3500 американский дизель «Камминс» мощностью 475 л.с.

15265_10

1977-1987 F-2800 tank

С 1979 года на магистральных тягачах FAT2800 устанавливается усовершенствованный дизельный мотор DKSE1160 с отдачей 280 л.с. и промежуточным охлаждением, имевший лучшие для своего времени нагрузочные и скоростные характеристики и обладавший наилучшим тогда минимальным удельным расходом топлива. Он оснащался системой VISAR, позволявшей водителю постоянно получать информацию о расходе топлива и оптимальном режиме для переключения скоростей. В 1976 году дебютировали грузовики F2300 полной массой 16 тонн с дизельным двигателем DH825 мощностью 156 л.с. и его двумя вариантами - DHR825 с турбонаддувом мощностью 204 л.с. и DHU825 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением мощностью 230 л.с. Автомобили выпускались в вариантах 4х2, 6х2 или 6х4 с колесной базой 2850-3650 мм и кабиной F241 со спальным местом. С 1977 года их дополнила серия F2100 с новой кабиной F220, в целом идентичной модели F241, но оснащенная механизмом откидывания.

Альянс с «Интернейшнл-харвестер»

Для расширения номенклатуры продукции и выхода на новые рынки в ноябре 1971 года компания «ДАФ» подписала соглашение с американской компанией «Интернейшнл-Харвестер», в результате чего в серии ее продукции в 1973 году появился тяжелый капотный строительный самосвал NAT2505, представлявший собой американский Пейстар-5000 с голландским дизелем DKA1600 мощностью 230 л.с. С 1979 года его заменил самосвал NAT2800 с дизельным двигателем DKS1160 мощностью 310 л.с., шестнадцатиступенчатой коробкой передач ЗетФ, мостами Штайр и кабиной от «Магирус-Дейтц». Семидесятые годы стали для голландской компании очень успешными, появилось множество интересных специальных конструкций. В 1978 году фирма представила шасси FM2000 для перевозки строительных панелей с рамой в виде двухтавровой балки с колесной формулой 5860 мм. Совместно с электротехническим концерном «Филипс» был создан экспериментальный четырехцилиндровый двигатель внешнего сгорания системы «Стирлинга» мощностью 200 л.с. С 1978 года компания начинает выпускать тягачи для контейнерных терминалов, а с 1979 окончательно прекращает выпуск прицепов и полуприцепов. Энергетический кризис заставляет компанию продать свое подразделение по производству легковых автомобилей шведской фирме VOLVO, что позволяет сосредоточить все усилия на выпуске грузовых автомобилей. В результате за 1979 год объемы производства превысили 15000 экземпляров, в том числе 1000 автобусов. В 1980 году компания отпраздновала выпуск 200000-го автомобиля, на предприятиях фирмы в Голландии и Бельгии в это время работали 9100 человек.

Новое десятилетие началось с модернизации всех ранее созданных автомобилей. Тяжелую гамму капотников серий F2305 и F2505 комплектовали наиболее мощными вариантами дизелей DF825 мощностью 220-250 л.с.. Серия F2805 получила два типа двигателей - DKTD1160 и DKSE1160 мощностью 255-280 л.с., которые комплектовались 12-ти и 16-ти ступенчатыми коробками передач. С 1982 года в серийное производство пошла гамма F3300 с дизельным двигателем DKX1160 с турбонаддувом. В 1981 году все кабины получили усиленную звукоизоляцию, позволившую значительно снизить внутренний уровень шума. С 1986 года на новых сериях F1700 и F1900 появилась модернизированная кабина с упрощенной передней облицовкой, перешедшая затем и на другие модели. Благодаря дополнительной звукоизоляции «ДАФ» к концу десятилетия стал первой в Европе фирмой, которой удалось снизить уровень шума в кабине до 79 децибел. В 1985 году было внедрено второе поколение системы промежуточного охлаждения Ati (Advanced Turbo Intercooling), позволившей повысить мощность при сокращении расхода топлива и снижении содержания токсичных примесей в отработавших газах. С середины восьмидесятых начинается выпуск новой флагманской серии F3600 с дизельным силовым агрегатом DKZ1160 Ati мощностью 373 л.с.

Париж-Дакар

К этому же времени относится создание «ДАФом» уникальных грузовых полноприводных моделей для ралли «Париж-Дакар». В гонках 1984 года участвовал прозванный «Чудовищем» вариант FAV 3300 KX2 с двумя двигателями мощностью 340 и 420 л.с. и двумя кабинами - спереди и сзади. При полной массе 13 тонн этот монстр развивал скорость в 160 км/час. Через год эта же машина появилась в облегченном виде и с одной кабиной. Теперь она весила 11,5 тонны и достигала скорости 165 км/час. В 1986 году на старт выходит FAV 3600KX2 Turbo-Twin с двумя двигателями по 495 л.с., позволившими впервые в мире превзойти на тяжелом серийном грузовике 200-километровый рубеж скорости. Вторая половина восьмидесятых ознаменовалась крупными приобретениями. В апреле 1987 года вступил в силу контракт на покупку старейшего и крупнейшего английского продуцента грузовых автомобилей и автобусов, бывшего компаньона «ДАФа» - компании «Лейланд», а заодно с ним небольшой фирмы «Фрейт-Ровер» из Бирмингема. Так образовалось британское отделение «Лейланд-ДАФ», и уже в ноябре 1986 года была представлена серия развозных фургонов V400 полной массой 2,8-3,5 тонн, представлявших собой точные копии английских моделей. Через три года появилась легкая серия V200 снаряженной массой 2,5 тонны с дизелем «Перкинс» мощностью 60 л.с. С 1988 года на главном конвейере в городе Лейланд под маркой Лейланд-Даф была налажена сборка грузовиков ДАФ F1900.

Между тем в августе 1987 года на головном предприятии в Эйндховене пошла в производство тяжелая серия «95», которой было присуждено звание «Грузовик 1988 года». На машинах устанавливалась новая кабина, разработанная совместно с испанской фирмой «ЭНАСА-Пегасо». Эту же кабину в конце восьмидесятых предполагалось устанавливать и на советские грузовики КамАЗ, однако дальше опытных образцов дело не продвинулось. Первое время автомобили новой серии предлагались с прежними дизелями 1160 мощностью 306, 352 и 385 л.с. Позднее серию «95» пополнили варианты полной массой 20,5-35 тонн с двигателями мощностью до 507 л.с., а через год флагманским стал седельный тягач FT95.500 с 14-литровым дизелем Камминс, который имел моторесурс более одного миллиона километров и полностью удовлетворял нормам «Евро-2», а так же новой кабиной повышенной комфортности. Сенсацией 1995 года стал автомобиль FT95 с кабиной «Супер Спейс Кэб», имевшей внутренний объем 10 куб. метров и высоту от пола до потолка 2255 мм, ширина спального места достигала 810 мм. Тем временем на новом заводе ДАФа в Тэйме началась сборка серий 45 и 55 полной массой 6,5-15 тонн с шестицилиндровыми «Камминсами» объемом 5,9 литра мощностью 132-211 л.с. В 1992 году увидели производство еще три серии грузовиков средней грузоподъемности 65, 75 и 85, полной массой 18-34 тонны и дизельными двигателями 181-401 л.с., многоступенчатыми коробками передач и пневматической подвеской. С 1998 года в серию пошли их модернизированные варианты с индексом CF (Compact Forte), получившие более обтекаемую кабину, сужающуюся в передней части, и двигатели, мощность которых доходит до 430 л.с. Новый тяжелый грузовик ДАФ 95XF (Extra Forte) заслуженно получает звание «Грузовик 1998 года». При сохранении общего стиля кабина оборудуется более высокими дверьми, полностью закрывающими подножки, и новой облицовкой радиатора. Автомобили комплектуются дизельными двигателями «Камминс» мощностью 381-530 л.с. и системой переключения скоростей «Сервошифт» с пневматическим усилителем. В это же время начинаются регулярные поставки голландских грузовиков в Россию. Первой ласточкой бала партия автолавок на шасси серии «45», закупленная в 1990-92 годах Микояновским мясокомбинатом. В 1993 году в Москве начинает функционировать постоянный дилер компании «ДАФ».

Несмотря на достижения, все оказалось не таким уж и безоблачным. С конца 1980 годов положение компании «ДАФ» начинает ухудшаться. В 1993 году британское отделение «ДАФ-Лейланд» распадается. В Лейланде англичане налаживают сборку своих прежних грузовиков, а отделение в Бирмингеме превращается в самостоятельную фирму «ЛДВ». Именно ее в 2004 году купит Горьковский автозавод, терпящий крах со своей Газелью, в надежде найти ей замену, но из этого так ничего и не получилось. Осенью 1996 года американская машиностроительная корпорация «Паккар» выкупила 100 % акций «ДАФа», став его полноправным владельцем. При этом с 2000 года английское отделение в Тэйме переименовывается в «ДАФ», а с 2001 года начинает производство нового легкого семейства грузовиков LF.

Под американским покровительством бывшая голландская фирма выпускает ежегодно более 25000 коммерческих автомобилей в год, становясь одним из крупнейших в мире производителей средних и тяжелых грузовиков.

Александр Новиков

Яндекс.Метрика