Автомобиль обучает вождению

Некоторое время назад состоялась презентация новой версии автомобиля Скания R-серии на Дмитровском полигоне, с тест-драйвом для журналистов. Можно было попробовать в деле две версии - с механической и автоматизированной коробками передач. На этом мероприятии состоялось торжественное вручение памятного трофея «Грузовик 2010 года Truck of the year», которым стал именно представляемый автомобиль. Не жили богато, и не фиг начинать?

Автомобиль обучает вождению

15141_1

Автомобиль Scania R-серии принимает новый вид как внутри, так и снаружи. Внешние изменения сделали его облик более отчетливым, и вместе с тем улучшили аэродинамику и повысили производительность системы охлаждения.

Новая, высококачественная обстановка внутри кабины пополнилась раздвижным спальным местом новейшей конструкции, а также множеством полезных и хорошо продуманных деталей.

Описания улучшений в дизайне кабины, и особенно во внутреннем убранстве (пожалуй, это единственное слово, подходящее к случаю) вызвали гул и удивленные возгласы аудитории. Как-то непривычно, что четыре вида обивки, подобранной в тон, кофеварка, стереосистема, правильные пружины матраса, удобные выдвижные столики - и все это не в лимузине для ВИП-пассажиров, а для водителя грузовика... Крючок у двери для крепления мусорного пакета.

15141_2

Оказывается, был проведен опрос водителей - что именно нужно в кабине. Вымерен каждый сантиметр и угол наклона поверхностей всего, как на орбитальной станции... Интересно, насколько уровень привычного сознания соответствует уровню внимательной заботы производителей? Сколько из владельцев транспортных компаний готовы заплатить за комфорт своих водителей? Конечно, очень эффективный менеджер может посчитать с калькулятором в руках, что ради возможности ездить с комфортом, люди будут дорожить своим рабочим местом, а, значит, меньше мухлевать и «косячить»... Что отдохнувший и выспавшийся водитель с меньшей вероятностью попадет в аварию.

Что неудобное расположение полочки, на которой лежит зажигалка, может обойтись «папаше Дорсету в лишних 500 долларов». Но все же, поколению, выросшему в присущем производственному дизайну «освежающем сером», нужно адаптироваться к возможности на работе не только много и трудно трудиться, но и испытывать комфорт и гордость за свое рабочее место. Будем надеяться, что увеличение количества красивых и удобных вещей в мире уменьшают энтропию вселенной. И – приятно - что мягко-гладко-красиво из мира Манхеттенов и Рублевок неуклонно движется к простым смертным на просторах наших дорог.

А ну-ка, сани, катитесь сами!

15141_3

Новая система Scania Opticruise стала полностью автоматической, т.е. с автоматическим сцеплением или с педалью сцепления. В полностью автоматизированном варианте максимальная четкость работы достигается за счет использования электрогидравлического привода управления сцеплением. Используется совершенно новая стратегия переключения передач. Включен ряд новых функций, что еще больше упростит управление автомобилем. Автоматизированная система переключения передач способна облегчить жизнь водителям и обеспечить прибыль компаниям-операторам самыми различными способами. Помимо повышения комфорта и избавления от необходимости следить за оборотами двигателя и переключать передачи, она позволяет водителю уделять больше внимания управлению своим автомобилем, а также другим участникам дорожного движения. Даже неопытный водитель сможет добиться значительной экономии топлива по сравнению с управлением машиной вручную. Снижается износ сцепления и других компонентов силовой установки, увеличивается срок их службы. Система Scania Opticruise поставляется с 8-, 12- и 12+2 - ступенчатыми коробками передач Scania, причем последняя также может быть с ускоряющей передачей.

15141_5

Ретардер Scania устанавливается по специальному заказу, как и устройство, удерживающее автомобиль на уклоне при выключенном сцеплении. Последнее входит в стандартную комплектацию полностью автоматического варианта системы. Процесс переключения передач адаптируется к индивидуальному стилю вождения автомобиля, его загрузке, а также величине уклона дорожного полотна. Стратегия переключения передач была переработана «с нуля», что обеспечило ей более совершенные функциональные возможности, удобство и простоту использования, а также возможность для последующей модернизации. Имеются режимы Автоматический, Ручной, Повышенной мощности и Маневрирования. Автоматический режим запрограммирован так, чтобы переключение на более низкую передачу на подъемах происходило заблаговременно, что позволяет сохранять скорость движения и не расходовать впустую топливо. Стратегия переключения передач постоянно адаптируется к положению педали газа, и ответные действия согласуются со скоростью перемещения педали, чтобы соответствовать настроению водителя. По возможности, в целях экономии топлива, осуществляется переключение сразу через несколько передач.

15141_6

При малой загрузке в целях экономии топлива используются пониженные обороты двигателя. Переключения на более низкие передачи не производятся, если скорость движения под уклон может поддерживаться постоянной с помощью ретардера. Информация, поступающая от радара адаптивного круиз-контроля, используется для согласования переключения передач со скоростью автомобиля, едущего впереди.

На тест-драйве все эти тонкие приспособления дают ощущение, что машина умнее тебя, и вообще лучше знает, что делать... Примерно так себя, наверное, ощущают индийские погонщики на боевом слоне! Вырисовывается тенденция - максимально исключить из дела пресловутый человеческий фактор, видимо, как самое слабое звено в технологическом процессе. Если так пойдет - и любая блондинка сможет управлять грузовиком! И еще и топливо экономить!!!

Запас карман не тянет!

Новые топливные баки и перенесенные в другое место аккумуляторные батареи увеличивают максимальный запас топлива до 1500 литров на седельных тягачах с колесной формулой 4x2.

15141_7

Дальнейшему повышению топливной экономичности и снижению эксплуатационных затрат способствует: новое сверхбыстрое передаточное число заднего моста обеспечивает возможность оптимальной экономии топлива без использования ускоренной передачи, боковые обтекатели шасси с низким лобовым сопротивлением снижают расход топлива на 1 % и на 0,6 % по сравнению с прежним дизайном.

Кажется, можно констатировать разворот вектора соревновательности производителей: от недавних все больших мощностей двигателя - к экономичности в эксплуатации и бережному отношению к ресурсам. Изменяются ценности посткризисного мира от «быстрее, выше, сильнее» к «дешевле, практичнее, экономичнее»...

Система информационного обеспечения

- Петька! Прибор!

- Восемь, Василий Иванович!

- Что, восемь?

- А что прибор?

Система информационного обеспечения водителей Scania Driver Support является новейшей системой поддержки, которая в реальном масштабе времени предоставляет профессиональным водителям грузовых автомобилей необходимые рекомендации и отображает ответную информацию для того, чтобы они могли совершенствовать свой стиль вождения. Эта новаторская система, которая войдет в стандартную комплектацию большинства автомобилей Scania, выполняющих перевозки грузов на большие расстояния, предназначается для поддержания на должном уровне навыков, полученных во время подготовки водителей. Основное внимание уделено ключевым параметрам, выявленным в процессе обучения водителей, а также их серьезному влиянию на безопасность и экономичность.

15141_8

Scania Driver Support непрерывно анализирует данные, поступающие от различных датчиков на автомобиле, что обеспечивает постоянный контроль за действиями водителя. Она оценивает вождение автомобиля на основании тех параметров, которые являются основополагающими в Системе подготовки водителей Scania, дает водителю советы и рекомендации во время движения, а также выставляет общую оценку его стилю вождения.

Система предназначается для того, чтобы побуждать водителя следить за своим стилем вождения, осознавать допущенные ошибки и понимать возможные способы их исправления. Система помогает водителю пользоваться транспортным средством, а также его органами управления наиболее безопасным и эффективным образом, не отвлекая при этом его внимания и не оказывая на него раздражающего воздействия. В основу анализа, производимого данной системой, положены данные, собранные со всего парка автомобилей Scania, разъезжающих по дорогам Европы, а также базирующиеся на результатах масштабных полевых испытаний с участием компаний-операторов.

15141_9

Водители, привлекавшиеся к ее разработке и полевым испытаниям, положительно отзывались о той обратной связи, которую обеспечивала им система Scania Driver Support, используя ее для поддержания и совершенствования своих профессиональных навыков, а также для критической оценки своего собственного повседневного стиля езды. «Оценка» водителя постоянно отображается в процентах для каждой категории, что позволяет водителю контролировать свои достижения по бортовому компьютеру. Scania Driver Support входит в стандартную комплектацию на всех автомобилях, оснащенных электронной тормозной системой (EBS), коробкой передач c делителем и демультипликатором (12- или 12+2-ступенчатой с ручным управлением или с системой Scania Opticruise) и ретардером Scania.

Проводились замеры расхода топлива на машинах различных водителей до и после использования ими системы поддержки Scania Driver support в течение длительного периода времени при выполнении ими одинаковых транспортных задач.

В случае использования системы поддержки водителей было незамедлительно зафиксировано снижение расхода топлива в пределах до 10 процентов.

15141_10

Как правило, подготовка водителей приводит к тому, что расход топлива на их машинах уменьшается на 10 и более процентов, что сопровождается снижением выбросов углекислого газа. Экономия горючего, необходимость повышать безопасности дорожного движения, а также сокращение расходов, ложащихся на плечи общественности, являются одними из тех решающих факторов, на которых базируется Директива ЕС (2003/59/EC), регламентирующая вопросы обязательной подготовки профессиональных водителей грузовых автомобилей и автобусов.

Посещая предусмотренные этим документом курсы подготовки, водители получают удостоверение, которое необходимо им для продолжения своей профессиональной деятельности.

Директива предусматривает 35 ч обучения в течение пятилетнего периода. Курс обучения может проводиться в ходе одного сбора или быть разбит на ежегодные однодневные занятия. Объем подготовки регламентируется указанной Директивой, в которой помимо всего прочего определены те вопросы, которые должны быть включены в учебный план.

Проверки, проведенные полномочными представителями ЕС, показывают, что результаты подготовки водителей в полной мере сказываются на качестве их работы в течение всего лишь пары месяцев. Опыт показывает, что система поддержки водителей Scania Driver Support функционирует, как естественное продолжение подготовки профессиональных водителей. Навыки, полученные в течение каждого курса обучения, сохраняются на должном уровне, а не утрачиваются с течением времени.

В среднем, для европейской компании - оператора грузовых автомобильных перевозок на дальние расстояния, применимо следующее распределение прямых затрат:

  1. Заработная плата - 33 %;
  2. Топливо - 27 %;
  3. Транспортное средство - 14 %;
  4. Ремонт и техобслуживание - 9 %;
  5. Административные расходы - 7 %;
  6. Шины - 3 %;
  7. Прочие расходы - 7 %.

Мастерство водителя имеет решающее влияние на, как минимум, 40 % этих затрат. Сложность набора и удержания высококвалифицированных водительских кадров обусловливает для многих операторов привлекательность инвестиций в подготовку водителей на регулярной основе.

Поневоле вспомнишь победителей соцсоревнований со смешными вымпелами. И звездочки были у каждой Звездочки, в зависимости от количества положительных оценок. Но… недаром психологи утверждают, что в душе каждого взрослого прячется ребенок. Так почему бы усатым дяденькам и не посоревноваться - у кого на дисплее больше звездочек! Думается, что это полезное изобретение быстро «уйдет в массы», перепрыгнет и на легковые автомобили, облегчив труд инструкторов по вождению. И кто знает, может, через несколько лет, чтобы сдать экзамен по вождению, надо будет набрать не менее скольких-то звездочек! Если честно, я не очень хороший водитель, хоть и 15 лет за рулем, но объективно глядя на свой собственный стиль вождения, отдаю себе отчет, что меньше всего думаю об экономии топлива, когда пытаюсь «порвать» на дороге во-о-он тот джип, а еще во-о-он ту малолитражку... Да и дистанцию не всегда держу соответствующую. Так что с удовольствием бы поездила с таким вот электронным «учителем»... А что - ведь кроме пользы, никакого вреда! И еще - маленький, но симпатичный девайс: специальные светильники дневного света, актуальные в странах, где правила требуют включенные фары в пригородных зонах и на трассах в дневное время. Они светодиодные, расходуют меньше энергии, чем фары ближнего света, и требуют более редкой замены. Пожалуй, такая новинка тоже придется по вкусу всему автопрому, независимо от страны производителя и тоннажности ТС.

Новый грузовик Скания R-серии, безусловно, имеет все шансы заслужить большую популярность среди перевозчиков, как новизной технических решений, так и дизайнерскими находками, пожелаем этому большому кораблю многих тысяч российских дорог под бампером!

Лариса Золотова

Яндекс.Метрика